Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Склонность к риску в системе личности подростка
|
|
Тема актуальна и востребована не только в социальном, но и индивидуальном пла- не, т.к. риск – это один из способов обозначить себя в этом мире. Он связан как с само- развитием и продуктивной активностью, так и с деструктивной направленностью лично- сти. Встает вопрос о том, от чего зависит выбор формы риска. Предметом данного исследования35 является склонность к риску как личностная осо- бенность, объектом – личность подростка. Цель исследования: выявление содержательных и структурных особенностей склонности к риску у подростков с асоциальным и просоци- альным поведением. Гипотеза такова: склонность к риску жизнью ярче выражена у под- ростков с асоциальным поведением, чем у подростков с просоциальным поведением. В результате теоретического анализа были сделаны следующие выводы: во- первых, склонность к риску в подростковом возрасте может выступать как обострив- шаяся потребность во впечатлениях, как форма проявления чувства «взрослости», а так- же как ценность и как способ самоутверждения. Во-вторых, у более зрелых подростков, ответственных, самостоятельных, способных к саморегуляции, склонность к риску может контролироваться и приобретать форму готовно- сти к риску – готовность делать выбор в пользу рискового действия в ситуации неопреде- ленности. Безудержному и бездумному проявлению склонности к риску будут способство- вать инфантильность, импульсивность, агрессивность, безответственность личности. В исследовании участвовали 77 подростков в возрасте от 12 до 15 лет, из них 29 асоциальных подростков и 48 просоциальных. Использовались следующие методики: личностный опросник Айзенка, ценностные ориентации Шварца, Опросник «Личност- ные факторы принятия решений» (ЛФР-25), разработка Т.В. Корниловой и ее коллегами. Использовалась программа «Статистика» для обработки данных. Применялся фактор- ный анализ, описательная статистика. В результате эмпирического исследования были сделаны следующие выводы. Во- первых, гипотеза о том, что склонность к риску жизнью ярче выражена у подростков с асоциальным поведением, чем у подростков с просоциальным поведением, была нами опровергнута в ходе анализа полученных данных. Таким образом, склонность к риску скорее является чертой в целом присущей подростковому возрасту, а не специфическим признаком асоциального поведения. Во-вторых, в группе просоциальных подростков образуется достаточно стройная под- система, отвечающая за проявления склонности к риску в поведении подростка, в которой ценности риска связаны с качествами рисковой личности. Выделяется фактор – «лидерская рискованность». Следовательно, данные подростки разными путями воплощают склон- ность к риску, они способны на личностный риск: риск несоответствия и выбора. В группе асоциальных подростков склонность к острым ощущением как внешнее проявление склонность к риску является составляющей «сильной» личности, а именно – догматичной, агрессивной, доминирующей; при этом воплощает ценность не столько риска, сколько власти. Также склонность к острым ощущениям вошла в фактор – «склонность к крайностям». Таким образом, склонность к риску, с одной стороны, да- ет возможность самоутверждения, но с другой стороны, как и всякая крайность, приво- дит к негативным последствиям. В-третьих, для асоциальных подростков впечатления имеют большое значение, по- этому выделился фактор «стремление к впечатлениям». Однако асоциальные подрост- ки в большей степени склонны получать впечатления от внешних раздражителей, чем от саморазвития. В-четвертых, склонность к риску выражена у всех подростков данной выборки, но она наполнена разным содержанием, которое существенным образом влияет на вопло- щение склонности в реальном поведении. Для асоциальных подростков склонность к риску – способ противопоставления себя окружающему миру, а для просоциальных подростков склонность к риску – способ поиска себя в этом мире. | |
|
|
Просмотров: 2567 | Рейтинг: 0.0/0 |