Главная » Статьи » Психология и педагогика

Социализация как социально - педагогическое явление. Понятие и сущность социализации.


 Данный этап развития общества характеризуется повышением требований к активности каждого отдельного человека как субъекта собственной судьбы. Что влияет на человека, что является благоприятным для развертывания ее жизненного потенциала? Какие рычаги формирования ее жизненной компетентности? Что позволяет человеку успешно интегрироваться в общество? Чтобы ответить на эти и другие вопросы рассмотрим личность как субъект и объект социального развития. С тех пор как возникло общество, его взаимоотношения с личностью всегда волновали ученых.

Понятно, что личность зависит от общества, но существует обратная связь, насколько он влиятелен? Именно на эти вопросы пытались ответить Эмиль Дюркгейм, Талкотт Парсонс, Макс Вебер и другие классики социологии, принадлежа к различным течениям, предоставили противоречивые, но объективные ответы.

Признавая, что в ходе взаимодействия индивидов возникает общество, Э.Дюркгейм считал, что социальная реальность, коллективная воображение, коллективное мнение влияют на личность. То есть, общество, доминируя над человеком, выступает как внешняя сила, давящая на индивида, в то время он сам влияет незначительно, не меняя сути социальных фактов.
Т.Парсонс в теории функционирования общества, продолжил идею Э. Дюркгейма определяя, что социализация - это "интериоризации" культуры общества, в котором родился ребенок. Он считал, что человек воспринимает и впитывает в себя общие ценности в процессе общения и живет по общепринятым в обществе стандартам.

Макс Вебер, не отрицая необходимости существования влияния государства, большое значение придавал поведении индивида. Он считал, что социальное действие - осмысленная, направлена ​​на достижение цели индивидом поведение. Не отвергая возможности использования понятий "семья", "нация", "государство", он требовал не забывать, что эти формы коллективности реально не являются субъектами социального действия.

Позиция М. Вебера противоположная точке зрения Э. Дюркгейма. Для него нет социальной реальности кроме индивида, который носит статус социального субъекта, а все социальные образования является только процесс их взаимодействия.
Аналогично, как субъекта социализации, рассматривали человека американские ученые Ч.Х.Кули (человек приобретает социальных качеств в коммуникациях, в межличностном общении), У.И.Томас, Ф. Знанецкий (социальные явления надо рассматривать как результат сознательной деятельности человека ), Дж.Мид (совокупность процессов взаимодействия формирует общество и социального индивида). Идеи этих ученых повлияли на изучение человека как субъекта социализации. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания констатируют, что "последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида".

Уильям Джемс, автор двухтомной капитального труда Principles of Psychology, университетского курса Test-book of Psychologyрозглядав индивида, как организм, который "проявляет себя поступками". Проявление разума в практической деятельности - дело второстепенное. "Теоретическое жизнь - это главная часть человеческого духа." Он считал, что, имея теоретический идеал, отделен от эмоций жизнь, индивид в покое и наблюдении сможет быстро стать образцом человеческого духа. Но, если индивид выберет практический идеал, то он будет лишь половиной настоящего человека, страсти и практическая деятельность "добавляют необходимость бороться с темными силами" и тогда критерием воспитания будут поступки человека, его поведение.

Можно привести много примеров, когда социальное и индивидуальное противостояли друг другу. Не одно поколение в нашей стране воспитывались по законам общества: Законы октябрят ("только те, кто любит труд октябрятами зовут"), законы юных пионеров ("каждый пионер должен посадить и вырастить дерево"), Моральный кодекс строителя коммунизма ("Человек человеку - друг, товарищ и брат "). Но прошли годы, изменилось общество и где те октябрята., Что любили работает Поломанные деревья и трудно найти хотя бы маленькие роднички братства среди людей. То есть, мы сталкиваемся с тем, что над личное реальная принудительная сила по отношению к индивиду, была лишь стимулирующей, а не источником высших ценностей. Исходными должны быть не абстрактный набор методов, а те предметы, явления, факты, процессы, понятия, которые окружают индивида, с которыми он сталкивается постепенно. В основе формирования личности должны быть деятельность. Нельзя сконструировать человека (моральный кодекс, система трудового воспитания и т.д.). Это метафизический подход (от неживого к живому).

Несмотря на противоречия в подходах, указанные теории были толчком к осмыслению места человека в социуме.
Охарактеризуем педагогические теории и концепции социализации личности.

Называя человека "совершенным и прекрасным существом" Я. А. Коменский считал, что развитие запаса представлений ребенок должен брать с окружающего мира. По его педагогикой цель образования - богочеловек, принцип образования - природно соответствие; школа есть мастерская человека, образование - академия вечности.

Эти и другие идеи - подготовки личности к жизни развивались многими педагогами.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) понимал воспитание как развитие природных способностей в соответствии с природой человека и в направлении ее постоянного совершенствования. Обнаружение "истинной человечности", создание полной человека - такая, по Песталоцци, цель воспитания: быть человеком - это значит доказать свои наклонности к возможному усовершенствованию. Образование, предоставляется человеку, не имеет другой цели, кроме гармоничного развития сил и способностей (стр. 170). В идею человечности Песталоцци вкладывает большой социальный смысл: саморазвитие человека не только как индивидуума, а главным образом как члена большого человеческого целого. Человек должен осознать себя как сына большой человеческой семьи, брата других людей.
Вызывают определенный интерес педагогические взгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841), который разделял процесс воспитания на три раздела: управление, обучение, нравственное воспитание. Целью нравственного воспитания является воспитание характера. Его средства нравственного воспитания стали предпосылкой появления профилактических технологий в социально-педагогической деятельности:

1.Утримуваты питомца, для чего служат управления детьми и культура послушания со стороны детей. Ребенок должен все время чувствовать хотя бы немного, что он не имеет права переступать известного предела.

2. Определять питомца: дети должны выводить пределы своих желаний и нравственные понятия не только с указаниями воспитателя, но и собственного опыта.

3. Устанавливать правила поведения.

4. Поддерживать в душе воспитанника спокойствие и ясность, не допуская развития страстей.

5. "Волновать душу" ребенка одобрением и порицанием.

6. Уговаривать питомца, указывая на его ошибки и исправлять их.

Философы французского Просвещения были правы, когда начали рассматривать человека "как высшую цель", как "самоцель", отвергли взгляды на нее как на средство осуществления внешних и постоянных целей, какими бы высокими благотворительными они ни были. На общество нужно смотреть прежде всего как на систему внешних условий, внутри которой происходит накопление всех интеллектуальных, моральных и физических сил - деятельностных способностей человека и, благодаря этому, постепенно меняются сами условия ее существования. Социальная система тем совершеннее, чем полнее обеспечивает расцвет всех индивидуально-человеческих сил, развертывание всех заложенных в человеке возможностей и чем для большей массы людей открывает простор для развития.
С другой стороны, личность, которая не имеет возможности проявлять себя в важных, причем не только для нее, но и для окружающих действиях, пытается утверждать себя в потреблении. Чем ниже роль индивида в значительных социальных действиях, тем активнее он пытается убедить, прежде всего - себя и других в собственной неповторимости. Ибо жизнь человека "... не может быть" прожита "путем простого повторения модели своего вида ... Он должен развивать свой разум, пока не станет обладателем над природой и самим собой (Э. Фромм). Таким образом, развитие личности в качестве главного условия выдвигает необходимость и возможность творения которое не знает границ.

Был разработан также попытки изучения проблем духовного развития человека в Украине в эпоху гуманизации и реформации. Общественное мнение формировалось по двум направлениям:

а) активный поиск самобытного развития традиционных культурных форм с учетом культуры западноевропейских стран и вызова латинского мероприятия;

б) отстаивание максимальной замкнутой украинской культуры в вузовских византийских рамках, неприятие иностранного политического влияния.

 Об этом свидетельствует развитие идей ренессансного антропоцентризма, создание нового идеала человеческой доброжелательности, призыв к саморегуляции человека в земной жизни, расцвет гуманитарных знаний. Несмотря на разницу во взглядах гуманистов и реформаторов того времени, все равно, акцент делался ними на личность, на человека как духовного индивида. Размышления деятелей Острожского культурного центра, Киево-Могилянской академии, различных братств, утверждение гуманистической культуры гуманистических наук, которые способны влиять на становление целостной личности, глубоко эрудированного, вежливого, с чувством собственного достоинства, способной понимать и сопереживать. Диалектическое единство национального и общечеловеческого в личности и поможет сформировать ее богатый ценностный мир, легко адаптироваться к условиям всякое меняются.
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, а его автором, в приспособлении к человеку, был американский социолог Ф.Г.Гиддингс, который в 1887 году в книге "Теория социализации", применил его в значении, близкого к современному, - "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни".
В 1944г. Карл Магер (Германия) впервые, вводя понятие "социальная педагогика" рассматривал социальную сторону воспитания как важен.
Его последователи П. Наторп, Е. Борнеманн, Ф. Шлипер считали, что следует рассматривать методы и средства воспитания человека в обществе и через общество.

П. Наторп считал, что социальная среда имеет большое значение для формирования личности. По его теории выделено три основных компонента:
 
Согласно идей Э. Борнеманна, социальная педагогика должна способствовать индивидуальной самостоятельности в социальных группах и социальной общности, заботиться о культуре и гуманистический развитие общества.
К. Молленгауер считал необходимым заниматься не передачей культурного содержания, а исключительно решением проблем, возникающих в процессе развития и включения в общество подрастающего поколения.
Какими бы противоречивыми не были исчислены теории, они подчеркивали значение социальной среды и воспитания для развития личности.
На данном этапе развития общества много пишут о духовном кризиса в нашей стране. Действительно, большинство людей ощущает потерю жизни. Философы, социологи, психологи ищут причину этого явления. Во многих теориях анализируются времена тоталитаризма, в котором видят причину всех негативизмов в обществе.

В этом плане вызывают интерес исследования Э. Комаровой, где считается, что именно тоталитарный режим затормозил наступление морального кризиса.

С этим явлением западное общество сталкивалось еще в начале XIX века, а в его середине философами и социологами было осознано и обосновано. Практически все видели причину морального кризиса общества "в победе рационализма в производственной сфере, управления, потребления, вызванного расцветом капиталистических отношений. В этом они видели потерю человеческой свободы, человеческих ценностей. Индивид постоянно мечется между сферами необходимости и свободы, производственным общественным и интимной жизнью и досугом. Отсюда, по Веберу, кризис "расщепленной" сознания.

Возникает вопрос: какую свободу малый человек и когда?

По данным исследования именно развитие капиталистических отношений сделал человека относительно свободной. Потому в эпоху средневековья действовали четкие регуляторы поведения (долг по отношению к родителям, общины; постоянное повторение привычных типов поведения, традиций, соблюдение церковного канона, привязанность к своему селу, округа и т.д.). Эти мотивы поведения или исчезли или были ослаблены. Человек встала перед выбором без гарантий и общинной поддержки. Не стало слоя, в котором ему было обусловлено находиться с рождения, исчезли традиционные профессии, корпоративная поддержка (гильдии), и тому подобное. Культурный идеал, который избирался (крестьянин - работай, дворянин - не работай, но никогда воином) исчез. Человеку всегда трудно выбирать, не все способны самостоятельно выбирать свой идеал. Поэтому лучше присоединиться к какой-то группе и жить по ее правилам, чем брать на себя ответственность. Отсюда и духовный кризис. Е. Комарова отмечает, что тоталитарное государство имелась в виду главного тренера человеческими судьбами и многих это устраивало так как государство брало на себя ответственность за человека и его жизнь.

Сейчас рождается демократическая система и поэтому большинство людей находится в состоянии растерянности, потому распались ценности, которыми иллюзорно они жили. Невозможностью найти положительный смысл жизни, отсутствие культуры, объясняют такие социальные патологии как доступность, алкоголизм, наркомания. Мы сталкиваемся с большими изменениями в социальной структуре общества.
  Социальная структура общества - это соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения. Тенденции социально - экономического развития страны привели к изменениям в составе профессий, расслоению общества, его криминализации, неэффективности официальных инструментов социального контроля. Постепенно рождается средний класс. Для их представителей характерны: ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности, которую надо приумножать трудом, ценность семьи и образования.

          Социальная структура современного украинского общества находится в состоянии нестабильности. Известные российские социологи Т.И.Заславська и А.И.Овсянников предоставили карту стратификации (расслоения) российского общества: верхний - политические и экономические элиты, верхушка криминалитета; верхний средний - собственники и высшие менеджеры крупных предприятий, средний - средние предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, средний слой криминалитета т.п.; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере обслуживания, военнослужащие, служащие, работники силовых структур, средний слой криминалитета; низший - неквалифицированные работники государственных учреждений, крестьяне, пенсионеры; социальное дно - бомжи, неустроенные беженцы, одинокие пенсионеры, безработные.

        Социальная стратификация украинского общества, как и российского, будет постоянно меняться: одни социальные группы будут исчезать, другие - появляться. Социальная дифференциация общества имеет большое влияние на социализацию личности. На стихийную социализацию и само изменение человека социальная структура влияет в зависимости от социального слоя, который производит свой специфический стиль жизни.

         Стиль жизни - определенный тип жизнедеятельности человека, реальной или номинальной группы людей, который фиксирует устойчивые воспроизводящие черты, манеры, привычки, наклонности, традиции и т.п.. Стиль жизни каждого социального слоя влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей и девушек, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и стиль жизни представителей тех или иных слоев и групп могут стать для людей, к которым они не принадлежат, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них больше, чем ценности тех слоев и групп, к которым они не принадлежат. Исследования ученых свидетельствуют, что чем более социально и профессионально дифференцированное общество, тем больше в нем потенциальных возможностей для мобильности его членов - горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная социальная мобильность - изменение видов занятий, групп членства, социальных позиций в пределах одного социального слоя. Вертикальная - переход членов общества из одного слоя в другой, как сверху, так и снизу.
Австралийский психоаналитик доктор Виктор Франкл считает, что человеку присущ влечение к осмысленной жизни. Общего смысла жизни не может быть, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает он, нельзя придумать, изобрести, его надо найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, возникающее между человеком и внешним смыслом, - нормальный, здоровый состояние психики. Человек должен найти и осуществить этот смысл. Для того, чтобы сделать жизнь осмысленной, Франкл выделил три группы ценностей: ценности творческие, ценности переживаний и ценности отношений. Человек, усваивая новые свободные формы жизни, постепенно будет выходить из кризиса и активно воспроизводить усвоенный им социальный опыт.
Категория: Психология и педагогика | (15.01.2013)
Просмотров: 1957 | Рейтинг: 0.0/0