Главная » Статьи » Психология и педагогика

Специфика работы психолога со страхами в младшем школьном возрасте


Проблема школьной тревожности и страхов является наиболее актуальной для де-
тей младшего школьного возраста. В настоящее время более 30–35% первоклассников 
имеют различные формы школьной тревожности и страхов, связанных со школой. 
На наш взгляд, по отношению к  младшим школьникам целесообразно использо-
вать понятие школьных страхов, а не школьной тревожности, так как маленькие дети 
почти  не  говорят  о  неопределенном,  расплывчатом  переживании  тревоги,  а  их  страхи 
сопровождаются переживанием конкретного угрожающего и эмоционально насыщенно-
го образа (А.И. Захаров). 

Первостепенную  роль  для  первоклассника  играет  учитель.  Учитель  оказывается 
наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно 
от него исходит отрицательная оценка. Вместе с тем, в исследованиях А.И. Захарова, Е. 
В. Новиковой, Б. Филлипса и др. было показано, что решающая роль в возникновении 
школьных страхов принадлежит семье, так как на успешность вхождения в школьную 
жизнь  существенное  влияние  оказывает  характер  эмоциональных  отношений,  сложив-
шихся у детей с близкими взрослыми, особенно с матерью. 

Результаты проведенной нами диагностики школьных страхов у первоклассников 
показали, что у 70% обследованных детей имеются ярко выраженные страхи взаимодей-
ствия с учителем (поставит плохую оценку, будет ругать и т.д.). В то же время 85% де-
тей из выборки испытывают эмоциональное неблагополучие в семье, что, в свою оче-
редь, выступает детерминирующим фактором возникновения таких школьных страхов, 
как страх «несоответствия престижным устремлениям родителей» (по Б. Филлипсу). У 
16% первоклассников были выявлены проблемы в общении со сверстниками. Таким об-
разом,  полученные  нами  результаты  свидетельствуют  о  широком  распространении 
школьных страхов у первоклассников. В то же время школьные психологи, учителя и 
родители не придают особого значения данным страхам, и работа по их устранению в 
школах не ведется. 

Основываясь  на  своей  консультационной  практике,  А.М.  Прихожан  считает,  что 
школьные страхи являются одним из предвестников невроза, и что работа по их преодо-
лению крайне необходима. По мнению А.И. Захарова, при длительном воздействии на 
ребенка, школьные страхи препятствуют интеллектуальному и личностному развитию, 
успешности в межличностных отношениях, актуальному и ближайшему развитию пер-
воклассника, что неблагоприятно сказывается на дееспособности и учебной успешности. 

В связи с этим представляется необходимым организация работы школьного пси-
холога с целью коррекции школьных страхов у первоклассников. 
В настоящее время доказана неэффективность и недостаточность сугубо симпто-
матического подхода. Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста, заклю-
чающаяся  в  отреагировании  психотравмирующих  ситуаций,  неэффективна,  так  как 
влияние причин, детерминирующих возникновение этих страхов, остаётся неизменным. 
Анализ  содержания  выявленных  в  нашем  исследовании  страхов,  связанных  со 
школой,  позволяет  выделить  три  основных  фактора,  способствующих  их  формирова-
нию: отношения в семье; отношения с учителем; отношения со сверстниками. 

Данные  факторы  составляют  основу  модели  коррекционной  работы  школьного 
психолога, включающей в себя объединение каузального и симптоматического подхо-
дов. На наш взгляд, для повышения эффективности коррекции школьных страхов поми-
мо работы с детьми требуется «терапия среды» – как семейной, так и школьной. В связи 
с этим модель планируемой нами коррекционной работы включает в себя три блока:
 
•  Коррекция проявлений страхов у первоклассников. 

•  Психологическое просвещение педагогов. 

•  Коррекция детско-родительских отношений (тренинг родительской компетентности). 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 0.0/0