Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Специфика работы психолога со страхами в младшем школьном возрасте
|
|
Проблема школьной тревожности и страхов является наиболее актуальной для де- тей младшего школьного возраста. В настоящее время более 30–35% первоклассников имеют различные формы школьной тревожности и страхов, связанных со школой. На наш взгляд, по отношению к младшим школьникам целесообразно использо- вать понятие школьных страхов, а не школьной тревожности, так как маленькие дети почти не говорят о неопределенном, расплывчатом переживании тревоги, а их страхи сопровождаются переживанием конкретного угрожающего и эмоционально насыщенно- го образа (А.И. Захаров). Первостепенную роль для первоклассника играет учитель. Учитель оказывается наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой, поскольку именно от него исходит отрицательная оценка. Вместе с тем, в исследованиях А.И. Захарова, Е. В. Новиковой, Б. Филлипса и др. было показано, что решающая роль в возникновении школьных страхов принадлежит семье, так как на успешность вхождения в школьную жизнь существенное влияние оказывает характер эмоциональных отношений, сложив- шихся у детей с близкими взрослыми, особенно с матерью. Результаты проведенной нами диагностики школьных страхов у первоклассников показали, что у 70% обследованных детей имеются ярко выраженные страхи взаимодей- ствия с учителем (поставит плохую оценку, будет ругать и т.д.). В то же время 85% де- тей из выборки испытывают эмоциональное неблагополучие в семье, что, в свою оче- редь, выступает детерминирующим фактором возникновения таких школьных страхов, как страх «несоответствия престижным устремлениям родителей» (по Б. Филлипсу). У 16% первоклассников были выявлены проблемы в общении со сверстниками. Таким об- разом, полученные нами результаты свидетельствуют о широком распространении школьных страхов у первоклассников. В то же время школьные психологи, учителя и родители не придают особого значения данным страхам, и работа по их устранению в школах не ведется. Основываясь на своей консультационной практике, А.М. Прихожан считает, что школьные страхи являются одним из предвестников невроза, и что работа по их преодо- лению крайне необходима. По мнению А.И. Захарова, при длительном воздействии на ребенка, школьные страхи препятствуют интеллектуальному и личностному развитию, успешности в межличностных отношениях, актуальному и ближайшему развитию пер- воклассника, что неблагоприятно сказывается на дееспособности и учебной успешности. В связи с этим представляется необходимым организация работы школьного пси- холога с целью коррекции школьных страхов у первоклассников. В настоящее время доказана неэффективность и недостаточность сугубо симпто- матического подхода. Коррекция страхов у детей младшего школьного возраста, заклю- чающаяся в отреагировании психотравмирующих ситуаций, неэффективна, так как влияние причин, детерминирующих возникновение этих страхов, остаётся неизменным. Анализ содержания выявленных в нашем исследовании страхов, связанных со школой, позволяет выделить три основных фактора, способствующих их формирова- нию: отношения в семье; отношения с учителем; отношения со сверстниками. Данные факторы составляют основу модели коррекционной работы школьного психолога, включающей в себя объединение каузального и симптоматического подхо- дов. На наш взгляд, для повышения эффективности коррекции школьных страхов поми- мо работы с детьми требуется «терапия среды» – как семейной, так и школьной. В связи с этим модель планируемой нами коррекционной работы включает в себя три блока: • Коррекция проявлений страхов у первоклассников. • Психологическое просвещение педагогов. • Коррекция детско-родительских отношений (тренинг родительской компетентности).
| |
|
|
Просмотров: 1014 | Рейтинг: 0.0/0 |