Главная » Статьи » Психология и педагогика

Сравнительный анализ внутренней картины болезни у детей в условиях семьи и интерната


I. Теоретическое введение. 

1. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). 

2. Отечественные  и  зарубежные  авторы (и  их  теории),  изучающие  внутреннюю 
картину  болезни  к(лассический  психоанализ,  теории  объектных  отношений, 
Ф.Александер, Данбар, М.Шур). 

3. Факторы, влияющие на формирование ВКБ (возрастной, интеллектуальный, ген-
дерный, мотивационный, личностные особенности). 

4. Факторы, преимущественно влияющие на формирование ВКБ у ребенка (интел-
лектуальный, социальное окружение – значимые взрослые). 

II. Проблематика исследования 

1.  Предмет исследования – внутренняя картина болезни,  способы  её выражения и 
развития у семейных и несемейных детей. Объект исследования – психическое развитие 
детей, принадлежащих возрастной группе 5–7 лет, воспитывающихся в условиях семьи и 
интерната, имеющих в анамнезе соматические нарушения различного генеза и нозологии 
(бронхиальная астма, пиелонефрит, аллергический, атопический дерматит, панкреатит). 

2. Основные задачи исследования: 

1) Исследовать факторы, влияющие на становление ВКБ: интеллектуальный уро-
вень развития ребёнка, особенности репрезентации своего тела, особенности восприятия 
семейных  взаимоотношений,  особенности  отношения  матерей  к  детям,  особенности 
эмоционально-личностной сферы матерей и детей, их отношение к болезни. 

2) Выявить различия в оформленности ВКБ у семейных и несемейных детей. 

3) Проанализировать  влияние  родительских  установок  и  стилей  воспитания  на 
формирование ВКБ. 

4) Характеристика использованных методов (проективные методы и опросники) 

А) для детей – структурированная беседа, рассказ по картинке, упрощенная классифи-
кация, Два дома, Цветовой тест отношений, рисунок человека, рисунок семьи животных 

Б) для матери/ воспитателя – структурированный опросник, Цветовой тест отно-
шений, методика PARI, схема наблюдения за поведением воспитателя в группе по М.К. 
Бардышевской. 

5) Характеристика испытуемых 

III. Результаты эмпирического исследования. 

Сравнение результатов, полученных при проведении психологических методик: 
1. Интеллектуальные  особенности  группы  семейных  детей.  Интеллектуальные 
особенности группы интернатских детей. 

2. Особенности репрезентации своего тела семейными и интернатскими детьми. 
У семейных детей – определённые особенности репрезентации своего тела: труд-
ности  в  восприятии  отдельных  частей  тела,  наличие  конфликтных  областей (головы, 
осуществляющей  контроль  инстинктивных  и  более  примитивных  побуждений,  рук  и 
кистей рук, отвечающих за успешное социальное функционирование, туловища). 
3. Особенности социальных взаимоотношений семейных и интернатских детей (по 
результатам проективных тестов, опросников) – с матерью, в социальном окружении 

4. Особенности отношения матери и ближайшего взрослого (в интернате) к ребен-
ку. Выбор матерью стиля воспитания ребенка (принятие-отвержение матери ребенком 
влияет на формирование ВКБ) Выявлены трудности восприятия семейными детьми мо-
дели семейных взаимоотношений, определения семейных ролей. 

Обнаружено две стратегии поведения матерей по отношению к соматическому со-
стоянию  ребёнка:  фиксированное  внимание,  игнорирование  соматического  состояния 
ребёнка. 

5. Особенности эмоционально-личностной сферы семейных и интернатских детей 
(по результатам рисуночных методик, теста Цветовых отношений) 

5.1. В основном матери семейных детей склонны считать своих детей здоровыми. 
Определение  эмоционального  состояния  ребёнка  как  здорового  особенно  свойственно 
тем матерям, которые на вербальном уровне признают наличие заболевания у ребёнка. 

5.2. Представления  о  своём  соматическом  состоянии  у  детей  оказываются  кон-
фликтными:  дети  не  могут  присвоить  своему  телу  значения  здорового  или  больного. 
Очевидно, внутренняя картина болезни является неоформленной, и переживания носят 
конфликтный характер. 

5.3. Матери склонны определять здоровье, используя более уравновешенные синий 
и зелёный цвета. Для детей понимание здоровья сопряжено с насыщенными красным, 
жёлтым  цветами (импульсивной  деятельностью,  активностью,  подвижностью,  и  эмо-
циональностью). 

IV. Выводы. 

1. Сравнение структуры и содержания ВКБ у семейных и интернатских детей. 
2. Актуальность исследований в данной области. 

3. Трудности в проведении исследований. 

Аудитории  будут  показаны  рисунки  детей,  имеющих  хронические  соматические 
заболевания, выполнение ими других проективных методик («Два дома», Цветовой тест 
отношений). 

Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0