Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Сравнительный анализ внутренней картины болезни у детей в условиях семьи и интерната
|
|
I. Теоретическое введение. 1. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ). 2. Отечественные и зарубежные авторы (и их теории), изучающие внутреннюю картину болезни к(лассический психоанализ, теории объектных отношений, Ф.Александер, Данбар, М.Шур). 3. Факторы, влияющие на формирование ВКБ (возрастной, интеллектуальный, ген- дерный, мотивационный, личностные особенности). 4. Факторы, преимущественно влияющие на формирование ВКБ у ребенка (интел- лектуальный, социальное окружение – значимые взрослые). II. Проблематика исследования 1. Предмет исследования – внутренняя картина болезни, способы её выражения и развития у семейных и несемейных детей. Объект исследования – психическое развитие детей, принадлежащих возрастной группе 5–7 лет, воспитывающихся в условиях семьи и интерната, имеющих в анамнезе соматические нарушения различного генеза и нозологии (бронхиальная астма, пиелонефрит, аллергический, атопический дерматит, панкреатит). 2. Основные задачи исследования: 1) Исследовать факторы, влияющие на становление ВКБ: интеллектуальный уро- вень развития ребёнка, особенности репрезентации своего тела, особенности восприятия семейных взаимоотношений, особенности отношения матерей к детям, особенности эмоционально-личностной сферы матерей и детей, их отношение к болезни. 2) Выявить различия в оформленности ВКБ у семейных и несемейных детей. 3) Проанализировать влияние родительских установок и стилей воспитания на формирование ВКБ. 4) Характеристика использованных методов (проективные методы и опросники) А) для детей – структурированная беседа, рассказ по картинке, упрощенная классифи- кация, Два дома, Цветовой тест отношений, рисунок человека, рисунок семьи животных Б) для матери/ воспитателя – структурированный опросник, Цветовой тест отно- шений, методика PARI, схема наблюдения за поведением воспитателя в группе по М.К. Бардышевской. 5) Характеристика испытуемых III. Результаты эмпирического исследования. Сравнение результатов, полученных при проведении психологических методик: 1. Интеллектуальные особенности группы семейных детей. Интеллектуальные особенности группы интернатских детей. 2. Особенности репрезентации своего тела семейными и интернатскими детьми. У семейных детей – определённые особенности репрезентации своего тела: труд- ности в восприятии отдельных частей тела, наличие конфликтных областей (головы, осуществляющей контроль инстинктивных и более примитивных побуждений, рук и кистей рук, отвечающих за успешное социальное функционирование, туловища). 3. Особенности социальных взаимоотношений семейных и интернатских детей (по результатам проективных тестов, опросников) – с матерью, в социальном окружении 4. Особенности отношения матери и ближайшего взрослого (в интернате) к ребен- ку. Выбор матерью стиля воспитания ребенка (принятие-отвержение матери ребенком влияет на формирование ВКБ) Выявлены трудности восприятия семейными детьми мо- дели семейных взаимоотношений, определения семейных ролей. Обнаружено две стратегии поведения матерей по отношению к соматическому со- стоянию ребёнка: фиксированное внимание, игнорирование соматического состояния ребёнка. 5. Особенности эмоционально-личностной сферы семейных и интернатских детей (по результатам рисуночных методик, теста Цветовых отношений) 5.1. В основном матери семейных детей склонны считать своих детей здоровыми. Определение эмоционального состояния ребёнка как здорового особенно свойственно тем матерям, которые на вербальном уровне признают наличие заболевания у ребёнка. 5.2. Представления о своём соматическом состоянии у детей оказываются кон- фликтными: дети не могут присвоить своему телу значения здорового или больного. Очевидно, внутренняя картина болезни является неоформленной, и переживания носят конфликтный характер. 5.3. Матери склонны определять здоровье, используя более уравновешенные синий и зелёный цвета. Для детей понимание здоровья сопряжено с насыщенными красным, жёлтым цветами (импульсивной деятельностью, активностью, подвижностью, и эмо- циональностью). IV. Выводы. 1. Сравнение структуры и содержания ВКБ у семейных и интернатских детей. 2. Актуальность исследований в данной области. 3. Трудности в проведении исследований. Аудитории будут показаны рисунки детей, имеющих хронические соматические заболевания, выполнение ими других проективных методик («Два дома», Цветовой тест отношений). | |
|
|
Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0 |