Главная » Статьи » Психология и педагогика

Стили общения космонавтов и Центров управления полётами


Введение. 

Для получения информации о состоянии людей в космосе в настоящее время ис-
пользуются  методы,  разработанные  в  ГНЦ  ИМБП (Институт  Медико-Биологических 
Проблем) – подсчёт времени, потраченного на переговоры по рабочей и нерабочей тема-
тике, а также шкалирование по ряду показателей, проводящееся на основании субъек-
тивной оценки психологом наличного состояния каждого члена экипажа. Основное вни-
мание всегда уделялось медицинским показателям [1]. 

Мы продолжаем линию исследований ИМБП по долговременному анализу перего-
воров космонавтов с наземным персоналом и используем метод контент-анализа для по-
лучения данных о специфике употребления высказываний каждым из членов экипажа. 

Апробация методики контент-анализа предполагала фиксирование времени перегово-
ров на рабочие и нерабочие темы в секундах. Также мы подсчитывали количество употреб-
лений высказываний, объединённых нами в три группы соответственно функциям общения 
по  Б.Ф.  Ломову [2]: 1) информационно-коммуникативная  функция, 2) регуляционно-
коммуникативная функция, 3) аффективно-коммуникативная функция. Кроме того, мы под-
считывали  упоминания  по  имени  и  употребление  местоимений "Я”, "Мы” (отдельно  об 
экипаже и Центрах управления полётами (ЦУП)), "Они” (отдельно об экипаже и ЦУП). 
После отработки таблицы на экспериментальном материале [3] методика исполь-
зовалась в ходе трёх экспедиций Международной космической станции (МКС). Таким 
образом, мы получили возможность сопоставить стили общения космонавтов с Центра-
ми управления полётами. 

Результаты. 

Долговременный анализ большого объема данных коммуникации нескольких эки-
пажей МКС с ЦУП позволил нам выявить типовые коммуникативные стили космонав-
тов. Стиль речевого поведения мы предлагаем рассматривать, прежде всего, через соот-
ношение в общении выделенных Б.Ф. Ломовым функций. 

Наиболее характерной чертой первого из выявленных нами стилей является доми-
нирование  в  общении  социально-регуляционной  компоненты,  проявляемое  в  большом 
количестве рациональных согласий с мнением ЦУП. Преимуществом этого стиля явля-
ется эмоциональное спокойствие, неконфликтность переговоров, отсутствие стрессоген-
ности общения. В то же время, согласие между коммуникантами зачастую носят фор-
мальный характер, и при крайнем проявлении данного стиля за иллюзией полного со-
гласия могут скрываться реальные проблемы, замалчивание которых может привести к 
возникновению экстренных ситуаций. 

Для второго из выявленных стилей общения членов экипажей с ЦУП было типич-
ным преобладание аффективной компоненты общения негативного характера. При дан-
ном стиле происходит выход коммуникантов за рамки рабочего обмена фактами, идет на-
копление личных обид и претензии,  мешающих профессиональной деятельности.  В  ре-
зультате отмечается рост времени, затрачиваемого на решения операциональных проблем. 
Для третьего стиля общения было характерно явное доминирование информацион-
но-коммуникативной  функции,  баланс  аффективно-коммуникативной  и  регуляционно-
коммуникативной  функций  при  общей  позитивной  эмоциональной  окраске  общения, 
которое в данном случае сводится к конструктивным, доброжелательным ответам на по-
ставленные вопросы и твёрдостью в решении возникающих проблем. В результате не 
возникает недопонимания, мало уточняющих данные высказываний. Стиль речевого по-
ведения, проявленный в третьей экспедиции, представляется нам наиболее подходящим 
для формирования конструктивного взаимодействия между космонавтом и ЦУП. 

Все полученные результаты рассматриваются нами как предварительные. Для по-
лучения статистически обоснованных данных необходимы продолжение исследований и 
сбор дополнительных данных.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 637 | Рейтинг: 0.0/0