Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Стили общения космонавтов и Центров управления полётами
|
|
Введение. Для получения информации о состоянии людей в космосе в настоящее время ис- пользуются методы, разработанные в ГНЦ ИМБП (Институт Медико-Биологических Проблем) – подсчёт времени, потраченного на переговоры по рабочей и нерабочей тема- тике, а также шкалирование по ряду показателей, проводящееся на основании субъек- тивной оценки психологом наличного состояния каждого члена экипажа. Основное вни- мание всегда уделялось медицинским показателям [1]. Мы продолжаем линию исследований ИМБП по долговременному анализу перего- воров космонавтов с наземным персоналом и используем метод контент-анализа для по- лучения данных о специфике употребления высказываний каждым из членов экипажа. Апробация методики контент-анализа предполагала фиксирование времени перегово- ров на рабочие и нерабочие темы в секундах. Также мы подсчитывали количество употреб- лений высказываний, объединённых нами в три группы соответственно функциям общения по Б.Ф. Ломову [2]: 1) информационно-коммуникативная функция, 2) регуляционно- коммуникативная функция, 3) аффективно-коммуникативная функция. Кроме того, мы под- считывали упоминания по имени и употребление местоимений "Я”, "Мы” (отдельно об экипаже и Центрах управления полётами (ЦУП)), "Они” (отдельно об экипаже и ЦУП). После отработки таблицы на экспериментальном материале [3] методика исполь- зовалась в ходе трёх экспедиций Международной космической станции (МКС). Таким образом, мы получили возможность сопоставить стили общения космонавтов с Центра- ми управления полётами. Результаты. Долговременный анализ большого объема данных коммуникации нескольких эки- пажей МКС с ЦУП позволил нам выявить типовые коммуникативные стили космонав- тов. Стиль речевого поведения мы предлагаем рассматривать, прежде всего, через соот- ношение в общении выделенных Б.Ф. Ломовым функций. Наиболее характерной чертой первого из выявленных нами стилей является доми- нирование в общении социально-регуляционной компоненты, проявляемое в большом количестве рациональных согласий с мнением ЦУП. Преимуществом этого стиля явля- ется эмоциональное спокойствие, неконфликтность переговоров, отсутствие стрессоген- ности общения. В то же время, согласие между коммуникантами зачастую носят фор- мальный характер, и при крайнем проявлении данного стиля за иллюзией полного со- гласия могут скрываться реальные проблемы, замалчивание которых может привести к возникновению экстренных ситуаций. Для второго из выявленных стилей общения членов экипажей с ЦУП было типич- ным преобладание аффективной компоненты общения негативного характера. При дан- ном стиле происходит выход коммуникантов за рамки рабочего обмена фактами, идет на- копление личных обид и претензии, мешающих профессиональной деятельности. В ре- зультате отмечается рост времени, затрачиваемого на решения операциональных проблем. Для третьего стиля общения было характерно явное доминирование информацион- но-коммуникативной функции, баланс аффективно-коммуникативной и регуляционно- коммуникативной функций при общей позитивной эмоциональной окраске общения, которое в данном случае сводится к конструктивным, доброжелательным ответам на по- ставленные вопросы и твёрдостью в решении возникающих проблем. В результате не возникает недопонимания, мало уточняющих данные высказываний. Стиль речевого по- ведения, проявленный в третьей экспедиции, представляется нам наиболее подходящим для формирования конструктивного взаимодействия между космонавтом и ЦУП. Все полученные результаты рассматриваются нами как предварительные. Для по- лучения статистически обоснованных данных необходимы продолжение исследований и сбор дополнительных данных.
| |
|
|
Просмотров: 637 | Рейтинг: 0.0/0 |