Главная » Статьи » Психология и педагогика

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Научно-теоретические исследования в области профилактики ВИЧ/СПИДа
проводятся во всем мире. Однако на сегодняшний день не существует одно-
значного подхода к профилактике  в подростковой и молодежной среде.
Принимая во внимание весь опыт организации профилактики,  экспер-
ты ВОЗ (Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом) и
отечественные ученые [1—3] выделяют сегодня три наиболее перспектив-
ных направления в области профилактики ВИЧ/СПИДа среди учащейся мо-
лодежи:
1. Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа – предос-
тавление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ  и ме-
рах их предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения.
2. Обучение учащейся молодежи ответственному поведению – форми-
рование мотивации на здоровый образ жизни, изменение рискованного по-
ведения, повышение социальной и межличностной компетентности.
3. Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятель-
ность, работа со средой – улучшение семейных взаимоотношений, обучение
родителей основам  полового воспитания детей, вовлечение в работу моло-
дежных лидеров, НПО, расширение возможности доступа  молодежи к ис-
точникам консультативной помощи, медицинскому обслуживанию.
Целью данной статьи является: систематизация теорий, использующих-
ся при построении работы в сфере  профилактики ВИЧ/СПИДа.
К базовым теоретическим концепциям профилактики следует отнести
комплекс теоретических разработок, в основе которых лежит теория соци-
ального научения, а также теория продвижения к здоровью А. Бандуры.
Согласно теории социального научения и самоэффективности, или
социально-когнитивной теории,  личность человека изменяется под влия-
нием требований социальной среды, в результате чего происходит обучение
определенным формам поведения. Альберт Бандура [4—6] на основе иссле-
дования пришел к выводу, что дети учатся поведенческому аспекту через
формальный процесс обучения и через наблюдение. Поведение детей за-
крепляется или модифицируется последствиями их действий, а также отклика-
ми других на их поведение.  Обучение навыкам должно отражать естествен-
ные процессы, на основе которых дети учатся вести себя в обществе: моде-
лирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Закрепление/усиле-
ние — важный момент в процессе обучения и формирования поведения. Учи-
теля и другие взрослые являются важными ролевыми моделями — людьми,
устанавливающими стандарты, и источниками воздействия. Центральная идея
теории состоит в том, что для эффективности  профилактических действий
необходимо, чтобы  человек имел  адекватные знания о факторах риска и
рискованных поведенческих паттернах, а также был убежден в своей эффек-
тивности (самоэффективности). Согласно теории, это является необходимым
условием управлениям своим здоровьем в направлении защиты и улучшения.
Вера в свою эффективность – эта база для любых действий. Повышение уров-
ня самоэффективности способствует избавлению от зависимостей (курение,
алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизичес-
кого потенциала личности, изменению стиля жизни, формированию позитив-
ной жизненной установки в целом. Данные положения теории А. Бандуры ши-
роко используются в современных научно обоснованных профилактических
программах, цель которых –  создание условий для избежания или преодоле-
ния проблем, для полноценного развития и поддержки качества жизнедеятель-
ности семей, детей и молодежи. Интерес к этой теории в мире все возрастает,
на ее основе строятся профилактические программы, основанные на прин-
ципе «равный — равному».
Теория когнитивного решения проблем [5] направлена на формиро-
вание компетенций, нацеленных на раннюю профилактику или предупрежде-
ние. Теория основывается на том, что обучение детей навыкам социально-
когнитивного решения проблем в раннем возрасте может улучшить межлич-
ностные взаимоотношения и управление импульсивными порывами, способ-
ствовать достижению сверстниками взаимовыгодных и обеспечивающих са-
мозащиту решений, а также уменьшить или предупредить негативное, «ком-
прометирующее» поведение в отношении собственного здоровья. Плохие
навыки решения проблем обусловлены плохим социальным поведением,
указывая тем самым на необходимость включения этих навыков в програм-
му обучения. Примером может служить программа «Полезные привычки»
для младших школьников, реализованная в рамках проекта «Школа против
СПИДа».
Теория мотивации применительно к профилактике ВИЧ/СПИДа среди
учащейся молодежи, описанная Л.М. Шипицыной  [3; 7],   подразумевает ра-
боту над позитивным изменением и развитием на всех этапах и стадиях жиз-
ни человека, а также его выздоровления.  Понимание необходимости посто-
янного изменения своего сознания и стиля жизни является необходимым
условием снижения риска приобщения человека к наркотикам и другим пси-
хоактивным веществам. В случае отсутствия этого понимания проблема за-
висимости становится более актуальной, а если такая зависимость уже су-
ществует, лечение и реабилитация будут неудачными. Практическая деятель-
ность в сфере профилактики зависимости от наркотиков, алкоголя и других
психоактивных веществ показала необходимость формирования мотиваци-
онной готовности к лечению, изменению своего поведения, жизненного сти-
ля и выздоровлению.
 Теория социального влияния и теория социальной инокуляции   тес-
но взаимосвязаны [5]. Теория социального влияния основана на трудах Бан-
дуры  и на теории социальной инокуляции МакГира  (1964, 1968) и впервые
была применена в программе профилактики табакокурения Ивансом (1976; с
соавт., 1978). Теория социального влияния считает, что дети и подростки ис-
пытывают давление в отношении поведенческого риска, например табакоку-
рения, преждевременных или нежелательных половых контактов. Програм-
мы, посвященные социальному влиянию или инокуляции, учитывают такое дав-
ление, поэтому они заранее информируют молодых людей и одновременно
учат их, как противостоять такому давлению. Обучение детей навыкам сопро-
тивления давлению общества является более эффективным способом умень-
шения поведенческой проблемы, нежели простое предоставление информа-
ции или запугивание в отношении результатов их поведения.
Согласно теории Дж. Ботвина (2001) жизненные навыки — это особые
навыки личностного поведения и межличностного общения. Они позволяют
людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать
умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду.
Основной набор жизненных навыков включает в себя: творческое и крити-
ческое мышление, эффективное общение, принятие решений и решение про-
блем, самоосознание, сопереживание, навыки личных взаимоотношений,
умение управлять эмоциями и совладать со стрессом. Ведущими компонен-
тами теории жизненных навыков являются активные, основанные на опы-
те методы и групповая работа с молодежью.  Употребление наркотиков как
проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных
проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личных целей.
На основании этой теории построен интегративный курс для учеников обще-
образовательных учебных заведений «Культура жизненного самоопределе-
ния» [8]
Авторы теории проблемного поведения  (Джессор&Джессор, 1977)
[6; 9] признают, что поведение подростка (включая поведенческий риск) яв-
ляется продуктом сложных взаимоотношений  между людьми и их окружени-
ем. Данная теория касается взаимоотношений между тремя категориями
психосоциальных переменных. Первая категория — система личности —
включает ценности, ожидания, убеждения и отношение к самому себе и к об-
ществу. Вторая категория — воспринимаемая  окружающая система — вклю-
чает восприятие отношения  друзей и родителей к поведению и физическим
явлениям (тело) в окружающей среде, (например, психотропные вещества и
оружие). Третья категория — поведенческая система — включает социаль-
но приемлемое и неприемлемое поведение. Многие вопросы здоровья и
социальные вопросы, а также их основополагающие факторы взаимосвя-
заны. Меры вмешательства в связи с одной проблемой могут оказаться вза-
имосвязанными и окажутся полезными в связи с другой.
Теория альтернативной деятельности  впервые  была сформули-
рована в США в 1972 году Дохнером (Dochner) как теоретическая концеп-
ция альтернативы наркотикам и базировалась на следующих позициях: пси-
хологическая зависимость от наркотиков является результатом ее замес-
тительного эффекта; многие формы поведения, направленного на поиск
удовольствия, являются результатом  изменения настроения или сознания
личности; люди не прекращают использование психоактивных веществ, улуч-
шающих настроение или поведение, направленное на поиск удовольствия,
до тех пор, пока не отыщут возможности получить взамен что-то лучшее; аль-
тернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дис-
комфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведе-
нию. Данная концепция подчеркивает важную роль среды и ориентируется
на развитие специфической, позитивной активности с целью уменьшить риск
употребления наркотиков.  В развитии альтернативной потреблению нарко-
тиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие,
спортивные и другие общественные организации, так как физическая, твор-
ческая и развлекательная активность несет в себе профилактический ком-
понент. Теории проблемного поведения и альтернативной деятельности  ока-
зывают влияние на создание программ реабилитации и ресоциализации нар-
козависимой молодежи.
В концепции здорового жизненного стиля Всемирная организация
здравоохранения основную цель видит в развитии здоровой личности, про-
ведущей здоровый образ жизни, в котором поведение человека рассматри-
вается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Эта кон-
цепция  основана на укреплении здоровья (health promotion)  как процессе,
который помогает индивидуумам и общественным группам усилить контроль
за определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его.
Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: «Делать здоровый вы-
бор максимально доступным» [10]. Важной составляющей концепции укреп-
ления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наи-
большее значение приобретают защитные факторы здоровья. Группы, в
которых проводится обучение навыкам, необходимым для поддержания
здоровья, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в контексте
школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование.
Кроме того, работа проводится с микросредой — семьей, общностью, в ко-
торой живет ребенок. Создание в Украине  клиник, дружественных к молоде-
жи, а также обучение докторов дружественному подходу  способствует из-
менению отношения молодежи к собственному здоровью, формированию
социальной ответственности,  а также обеспечивает молодежи доступ к ме-
дицинскому обслуживанию.
 Теория ступенчатого изменения поведения (транстеоретическая
модель) [5] основана на модели, разработанной Прочаска (1979) и ДиКле-
менте (1982). Эта модель может быть использована для изменения поведе-
ния в области сохранения репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ-
инфекции, гепатита В и С, реабилитации наркозависимых. Она описывает
этапы, которые определяют, где человек рассматривает возможность из-
менения своего поведения. Эти шесть основных этапов включают: предна-
мерение или предварительное размышление; намерение или раздумье; ре-
шение или подготовка;  действие; поддержание; прекращение. Основной
вывод теории в том, что для того, чтобы человек принял решение об изме-
нении поведения, главное – сформировать у него мотив. Важно определить
и понять этапы, когда учащиеся находятся в реальном мире, с точки зрения
их знаний, отношений, мотивации и опыта, и соответствующим образом под-
страивать к ним их деятельность и ожидания. Все программы «снижения
вреда»  построены на основе этого подхода, с учетом готовности  человека
к изменению своего поведения.
Трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга  Р. Ла-
заруса становится сферой научных интересов ученых, изучающих этот фе-
номен как у здоровых лиц, так и у лиц с хроническими заболеваниями [11;
12]. В её контексте «копинг» рассматривается как деятельность личности
по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ре-
сурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг-стратегии рассмат-
риваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как
способ управления стрессором. Характеристиками личности и социальной
среды, облегчающими или делающими возможной успешную адаптацию к жиз-
ненным стрессам, именуемые копинг-ресурсами, являются: социальная под-
держка, социальные сети, Я-концепция, эмпатия, субъективное восприятие
социальной поддержки, локус контроля и другие психологические конструк-
ты. Данная теория   составляет основу для создания профилактических про-
грамм, направленных на формирование обеспечивающего здоровье пове-
дения, усиление факторов резистентности к стрессу и изменение поведен-
ческих стилей на такие, при которых нормальное развитие личности не под-
вергается опасности отклонения.  На основе исследований  S. Cobb  (1976 г.),

R.H. Moos (1994 г.), Н.А. Сироты (1994 г.),  В.М. Ялтонского (1995 г.), показав-
ших, что люди, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значи-
мых для них лиц, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят
повседневные жизненные трудности и заболевания, строится концепция
социальной поддержки, приведенная Л.М. Шипицыной [3]. Суть концепции
заключается в том, что социальная  поддержка как важнейшая составляю-
щая копинг-поведения и мощный средовый копинг-ресурс  смягчает влияние
стрессов на организм, содействуя тем самым  сохранению здоровья и бла-
гополучия человека, облегчая его социальную адаптацию и способствуя его
развитию.
Теория устойчивости (гибкости) [5; 6] объясняет, почему люди более
склонны заниматься укреплением здоровья, нежели ставить его под угрозу.
Она рассматривает взаимодействие различных факторов в жизни молодо-
го человека, включая условия в семье, школе, сообществе, и обеспечивает
возможность положительной адаптации молодых людей в обществе. Значе-
ние данной теории в том, что она делает акцент на необходимости модифи-
цировать и продвигать механизмы защиты здорового развития детей. В со-
ответствии с теорией устойчивости существуют внутренние, защитные, и вне-
шние факторы, взаимодействующие между собой и дающие людям возмож-
ность избежать неприятностей. К внутренним защитным факторам относят
самоуважение и  уверенность в себе, внутренний локус контроля и чувство
жизненной цели. Внешние факторы – это, прежде всего, социальная под-
держка со стороны семьи и сообщества. Они включают в себя заботливую
семью, которая определяет доброжелательные отношения и положительное
поведение; отсутствие злоупотребления алкоголем и насилия в доме; креп-
кая связь и привязанность к школьному сообществу; успехи в учебе; отно-
шения со сверстниками, характеризующиеся положительным поведением.
Согласно Бернарду (1991), характеристики, по которым молодые люди от-
личаются друг от друга, включают в себя социальную компетенцию, навыки
положительного решения проблем, независимость и чувство цели. Теории
устойчивости и теории жизненных навыков дают теоретическую основу для
построения программ формирования здорового образа жизни.
Анализ научной литературы, посвященной изучению теоретических ос-
нов профилактики ВИЧ/СПИДа,  дал возможность увидеть три глобальных
направления созданных теорий:
— когнитивные теории;
— мотивационные теории;
— поведенческие теории.
Таблица 1
Когнитивные 
теории 
— социально-когнитивная теория;  
— теория когнитивного решения проблем;  
— теория устойчивости (гибкости) 
Мотивационные 
теории 
— мотивационная теория; 
— теория ступенчатого изменения поведения 
Поведенческие 
теории 
— теория социального влияния;  
— теория жизненных навыков;  
— теория проблемного поведения;   
— концепция здорового жизненного стиля;  
— трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга;   
— теория альтернативной деятельности  
 
Разделение  по 3-м направлениям является условным, так как не учи-
тываются все аспекты теорий. В основу представленного  объединения по-
ложены  ведущие факторы теорий. Тем не менее, не смотря на это, мы по-
шли по такому пути — с целью облегчения анализа теорий.
Когнитивные теории профилактики в большей мере направлены на уси-
ление личностного потенциала, веру в собственную эффективность, на при-
обретение знаний о факторах риска.
Мотивационные теории направлены на формирование мотивации че-
ловека к изменениям, связанным с собственным  здоровьем. На формиро-
вание и поддержание мотивации в некоторой степени оказывает влияние
внешняя среда. Без мотивации невозможно изменить поведение на более
безопасное.
Поведенческие теории  изучают возможность изменения поведения,
условия приобретения навыков безопасного поведения, навыков решения
проблем, личностные и средовые факторы. В меньшей мере в данных тео-
риях  уделено внимание влиянию среды на формирование менее опасного
поведения, а также на построение социума, способствующего здоровому
образу жизни.
Историко-педагогический анализ проблемы профилактики ВИЧ/СПИДа
в Украине, а также анализ особенностей целевой группы показывает, что в
настоящее время профилактические программы должны строиться с уче-
том влияния на все компоненты:
— знания о наркотиках, вреде их употребления, путях передачи ВИЧ;
— развитие мотивации на укрепление здоровья;
— формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем,
поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противосто-
яния соблазну употребить наркотики;
— несовместимая с употребление вредных веществ деятельность
(спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби);
— формирование системы ценностей, норм поведения и жизнен-
ного стиля.
 По отношению к профилактике наркотических зависимостей данный
подход описал Н.А. Сирота.  Интегративный подход [13] представляет со-
бой варианты комбинаций профилактических стратегий, использующихся при
реализации любого из подходов.  Интегративный подход используют боль-
шинство из современных теорий. Без определенного уровня знаний и изме-
ненного отношения к данному негативному явлению невозможно приобрете-
ние и применение новых навыков, способствующих более безопасному по-
ведению.  Ярким примером интегративного подхода являются теория аль-
тернативной деятельности, теория когнитивного решения проблем, теория
социального влияния и социальной инокуляции, теория жизненных навыков.
В основу создания современных программ в сфере профилактики
ВИЧ\СПИДа среди учащейся молодежи также положен интегративный под-
ход. Интенсивный курс «Школа против СПИДа» внедрен при поддержке МОН
Украины, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), МБФ «Международный Альянс
по ВИЧ/СПИД». Эффективность проекта усиливается за счет слаженного
общественного взаимодействия: активного участия молодежи, постоянной
поддержки родителей и людей, принимающих решения, привлечения влия-
тельных людей сообщества.
Таким образом, анализ теоретических основ профилактики ВИЧ среди
учащейся молодежи показывает их  эффективность  в просвещении и ин-
формировании в области ВИЧ/СПИДа: предоставлении всесторонней и точ-
ной информации о путях заражения ВИЧ  и мерах его предупреждения; об-
стоятельствах, повышающих риск заражения, а также при обучении учащей-
ся молодежи ответственному поведению, изменению рискованного поведе-
ния, повышении социальной и межличностной компетентности. Однако  фор-
мирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность (ра-
бота со средой, вовлечение в работу молодежных лидеров, НПО, расшире-
ние возможности доступа  молодежи к источникам консультативной помощи,
медицинскому обслуживанию) остается недостаточно изученной проблемой.
Организацией профилактической деятельности среди учащейся моло-
дежи, как правило, занимается школа. Но  решение современных проблем
профилактики ВИЧ/СПИДа вряд ли возможно без понимания того, что необ-
ходимо одновременно развивать и формировать как личностные, так и сре-
довые ресурсы, используя весь арсенал методов социальной педагогики с
привлечением всех субъектов профилактической деятельности сообщества.
Литература
1. ВІЛ/СНІД: відчуй себе захищеним [Спецвип.] // Шкільний світ. – 2004.
— № 25—28 (липень).
2. Профілактика ВІЛ/СНІД в учнівському та молодіжному середовищі:
Довідник для соціальних працівників, вчителів, шкільних психологів, батьків /
О.Т. Баришполець, І.Ф. Ільїнська, Б.П. Лазаренко, І.М. Пінчук/ За ред.
І.Ф. Ільїнської, Б.П. Лазаренка. – К., 2005.
3. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образователь-
ной среде: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.,  2006.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы  социального научения // Совре-
менная зарубежная социальная психология. — М., 1984. —С. 55–60.
5. Навыки, Необходимые для Здоровья. Образование в области здо-
ровья, основанное на привитии  жизненных навыков как важный компонент
доброжелательной к ребенку/укрепляющей здоровье школы.  –
http://www.unicef.org/lifeskills/files/SFH-RUS.doc
6. Навички заради здоров’я:  Навч. вид. (Інформаційна серія «Здоро-
в’я в школі»). — К., 2004.
7. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образователь-
ной среде: Учеб. пособие для преподавателей педагогических вузов / Под
ред Л.М. Шипицыной. – М.,  2006, – 256 с.: ил.
8. Культура життєвого самовизначення. Ч. III: Старша школа. Метод. по-
сібник / Наук. керівн. та ред. І.Д. Звєрєвої. – К., 2004.
9. Jessor R. //J. Of Adolescent health. – 1991 –V. 12. – P. 597—605.
10.  Glossary Health Promotion // Conrad G., Schmidt W. (Ed.) – Bonn, 1990.
– 65 p.
11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. // Обзор психиат. и мед. психол. им.
В.М. Бехтерева. – 1993. – №1. – С.  53—60.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. // Вопр. наркологии. – 1996. – № 1.  – С.
76—82.
13.   Современные подходы к профилактике зависимости от наркоти-
ческих средств и психотропных веществ Н.Сирота, В. Ялтонский.  – http://
www.narcom.ru/

Категория: Психология и педагогика | (17.11.2012)
Просмотров: 1333 | Рейтинг: 0.0/0