Главная » Статьи » Психология и педагогика |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ/СПИДА СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
|
|
Научно-теоретические исследования в области профилактики ВИЧ/СПИДа проводятся во всем мире. Однако на сегодняшний день не существует одно- значного подхода к профилактике в подростковой и молодежной среде. Принимая во внимание весь опыт организации профилактики, экспер- ты ВОЗ (Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом) и отечественные ученые [1—3] выделяют сегодня три наиболее перспектив- ных направления в области профилактики ВИЧ/СПИДа среди учащейся мо- лодежи: 1. Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа – предос- тавление всесторонней и точной информации о путях заражения ВИЧ и ме- рах их предупреждения; обстоятельствах, повышающих риск заражения. 2. Обучение учащейся молодежи ответственному поведению – форми- рование мотивации на здоровый образ жизни, изменение рискованного по- ведения, повышение социальной и межличностной компетентности. 3. Формирование условий, поддерживающих профилактическую деятель- ность, работа со средой – улучшение семейных взаимоотношений, обучение родителей основам полового воспитания детей, вовлечение в работу моло- дежных лидеров, НПО, расширение возможности доступа молодежи к ис- точникам консультативной помощи, медицинскому обслуживанию. Целью данной статьи является: систематизация теорий, использующих- ся при построении работы в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа. К базовым теоретическим концепциям профилактики следует отнести комплекс теоретических разработок, в основе которых лежит теория соци- ального научения, а также теория продвижения к здоровью А. Бандуры. Согласно теории социального научения и самоэффективности, или социально-когнитивной теории, личность человека изменяется под влия- нием требований социальной среды, в результате чего происходит обучение определенным формам поведения. Альберт Бандура [4—6] на основе иссле- дования пришел к выводу, что дети учатся поведенческому аспекту через формальный процесс обучения и через наблюдение. Поведение детей за- крепляется или модифицируется последствиями их действий, а также отклика- ми других на их поведение. Обучение навыкам должно отражать естествен- ные процессы, на основе которых дети учатся вести себя в обществе: моде- лирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Закрепление/усиле- ние — важный момент в процессе обучения и формирования поведения. Учи- теля и другие взрослые являются важными ролевыми моделями — людьми, устанавливающими стандарты, и источниками воздействия. Центральная идея теории состоит в том, что для эффективности профилактических действий необходимо, чтобы человек имел адекватные знания о факторах риска и рискованных поведенческих паттернах, а также был убежден в своей эффек- тивности (самоэффективности). Согласно теории, это является необходимым условием управлениям своим здоровьем в направлении защиты и улучшения. Вера в свою эффективность – эта база для любых действий. Повышение уров- ня самоэффективности способствует избавлению от зависимостей (курение, алкоголь, наркотики), содействует стабилизации и укреплению психофизичес- кого потенциала личности, изменению стиля жизни, формированию позитив- ной жизненной установки в целом. Данные положения теории А. Бандуры ши- роко используются в современных научно обоснованных профилактических программах, цель которых – создание условий для избежания или преодоле- ния проблем, для полноценного развития и поддержки качества жизнедеятель- ности семей, детей и молодежи. Интерес к этой теории в мире все возрастает, на ее основе строятся профилактические программы, основанные на прин- ципе «равный — равному». Теория когнитивного решения проблем [5] направлена на формиро- вание компетенций, нацеленных на раннюю профилактику или предупрежде- ние. Теория основывается на том, что обучение детей навыкам социально- когнитивного решения проблем в раннем возрасте может улучшить межлич- ностные взаимоотношения и управление импульсивными порывами, способ- ствовать достижению сверстниками взаимовыгодных и обеспечивающих са- мозащиту решений, а также уменьшить или предупредить негативное, «ком- прометирующее» поведение в отношении собственного здоровья. Плохие навыки решения проблем обусловлены плохим социальным поведением, указывая тем самым на необходимость включения этих навыков в програм- му обучения. Примером может служить программа «Полезные привычки» для младших школьников, реализованная в рамках проекта «Школа против СПИДа». Теория мотивации применительно к профилактике ВИЧ/СПИДа среди учащейся молодежи, описанная Л.М. Шипицыной [3; 7], подразумевает ра- боту над позитивным изменением и развитием на всех этапах и стадиях жиз- ни человека, а также его выздоровления. Понимание необходимости посто- янного изменения своего сознания и стиля жизни является необходимым условием снижения риска приобщения человека к наркотикам и другим пси- хоактивным веществам. В случае отсутствия этого понимания проблема за- висимости становится более актуальной, а если такая зависимость уже су- ществует, лечение и реабилитация будут неудачными. Практическая деятель- ность в сфере профилактики зависимости от наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ показала необходимость формирования мотиваци- онной готовности к лечению, изменению своего поведения, жизненного сти- ля и выздоровлению. Теория социального влияния и теория социальной инокуляции тес- но взаимосвязаны [5]. Теория социального влияния основана на трудах Бан- дуры и на теории социальной инокуляции МакГира (1964, 1968) и впервые была применена в программе профилактики табакокурения Ивансом (1976; с соавт., 1978). Теория социального влияния считает, что дети и подростки ис- пытывают давление в отношении поведенческого риска, например табакоку- рения, преждевременных или нежелательных половых контактов. Програм- мы, посвященные социальному влиянию или инокуляции, учитывают такое дав- ление, поэтому они заранее информируют молодых людей и одновременно учат их, как противостоять такому давлению. Обучение детей навыкам сопро- тивления давлению общества является более эффективным способом умень- шения поведенческой проблемы, нежели простое предоставление информа- ции или запугивание в отношении результатов их поведения. Согласно теории Дж. Ботвина (2001) жизненные навыки — это особые навыки личностного поведения и межличностного общения. Они позволяют людям контролировать и направлять свою жизнедеятельность, развивать умение жить вместе с другими и вносить изменения в окружающую среду. Основной набор жизненных навыков включает в себя: творческое и крити- ческое мышление, эффективное общение, принятие решений и решение про- блем, самоосознание, сопереживание, навыки личных взаимоотношений, умение управлять эмоциями и совладать со стрессом. Ведущими компонен- тами теории жизненных навыков являются активные, основанные на опы- те методы и групповая работа с молодежью. Употребление наркотиков как проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личных целей. На основании этой теории построен интегративный курс для учеников обще- образовательных учебных заведений «Культура жизненного самоопределе- ния» [8] Авторы теории проблемного поведения (Джессор&Джессор, 1977) [6; 9] признают, что поведение подростка (включая поведенческий риск) яв- ляется продуктом сложных взаимоотношений между людьми и их окружени- ем. Данная теория касается взаимоотношений между тремя категориями психосоциальных переменных. Первая категория — система личности — включает ценности, ожидания, убеждения и отношение к самому себе и к об- ществу. Вторая категория — воспринимаемая окружающая система — вклю- чает восприятие отношения друзей и родителей к поведению и физическим явлениям (тело) в окружающей среде, (например, психотропные вещества и оружие). Третья категория — поведенческая система — включает социаль- но приемлемое и неприемлемое поведение. Многие вопросы здоровья и социальные вопросы, а также их основополагающие факторы взаимосвя- заны. Меры вмешательства в связи с одной проблемой могут оказаться вза- имосвязанными и окажутся полезными в связи с другой. Теория альтернативной деятельности впервые была сформули- рована в США в 1972 году Дохнером (Dochner) как теоретическая концеп- ция альтернативы наркотикам и базировалась на следующих позициях: пси- хологическая зависимость от наркотиков является результатом ее замес- тительного эффекта; многие формы поведения, направленного на поиск удовольствия, являются результатом изменения настроения или сознания личности; люди не прекращают использование психоактивных веществ, улуч- шающих настроение или поведение, направленное на поиск удовольствия, до тех пор, пока не отыщут возможности получить взамен что-то лучшее; аль- тернативы наркотизации являются еще и альтернативами дистрессам и дис- комфорту, которые сами по себе приводят к саморазрушающему поведе- нию. Данная концепция подчеркивает важную роль среды и ориентируется на развитие специфической, позитивной активности с целью уменьшить риск употребления наркотиков. В развитии альтернативной потреблению нарко- тиков деятельности значительную роль играют молодежные, творческие, спортивные и другие общественные организации, так как физическая, твор- ческая и развлекательная активность несет в себе профилактический ком- понент. Теории проблемного поведения и альтернативной деятельности ока- зывают влияние на создание программ реабилитации и ресоциализации нар- козависимой молодежи. В концепции здорового жизненного стиля Всемирная организация здравоохранения основную цель видит в развитии здоровой личности, про- ведущей здоровый образ жизни, в котором поведение человека рассматри- вается не изолированно, а вместе с социальной сетью личности. Эта кон- цепция основана на укреплении здоровья (health promotion) как процессе, который помогает индивидуумам и общественным группам усилить контроль за определенными параметрами здоровья и таким образом улучшить его. Эта стратегия в сжатом виде выражается фразой: «Делать здоровый вы- бор максимально доступным» [10]. Важной составляющей концепции укреп- ления здоровья является жизненная компетентность. В этом контексте наи- большее значение приобретают защитные факторы здоровья. Группы, в которых проводится обучение навыкам, необходимым для поддержания здоровья, преимущественно охватывают учащихся, поскольку в контексте школьного обучения возможно регулярное и систематическое образование. Кроме того, работа проводится с микросредой — семьей, общностью, в ко- торой живет ребенок. Создание в Украине клиник, дружественных к молоде- жи, а также обучение докторов дружественному подходу способствует из- менению отношения молодежи к собственному здоровью, формированию социальной ответственности, а также обеспечивает молодежи доступ к ме- дицинскому обслуживанию. Теория ступенчатого изменения поведения (транстеоретическая модель) [5] основана на модели, разработанной Прочаска (1979) и ДиКле- менте (1982). Эта модель может быть использована для изменения поведе- ния в области сохранения репродуктивного здоровья, профилактики ВИЧ- инфекции, гепатита В и С, реабилитации наркозависимых. Она описывает этапы, которые определяют, где человек рассматривает возможность из- менения своего поведения. Эти шесть основных этапов включают: предна- мерение или предварительное размышление; намерение или раздумье; ре- шение или подготовка; действие; поддержание; прекращение. Основной вывод теории в том, что для того, чтобы человек принял решение об изме- нении поведения, главное – сформировать у него мотив. Важно определить и понять этапы, когда учащиеся находятся в реальном мире, с точки зрения их знаний, отношений, мотивации и опыта, и соответствующим образом под- страивать к ним их деятельность и ожидания. Все программы «снижения вреда» построены на основе этого подхода, с учетом готовности человека к изменению своего поведения. Трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р. Ла- заруса становится сферой научных интересов ученых, изучающих этот фе- номен как у здоровых лиц, так и у лиц с хроническими заболеваниями [11; 12]. В её контексте «копинг» рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ре- сурсами, удовлетворяющими этим требованиям. Копинг-стратегии рассмат- риваются как актуальные ответы личности на воспринимаемую угрозу, как способ управления стрессором. Характеристиками личности и социальной среды, облегчающими или делающими возможной успешную адаптацию к жиз- ненным стрессам, именуемые копинг-ресурсами, являются: социальная под- держка, социальные сети, Я-концепция, эмпатия, субъективное восприятие социальной поддержки, локус контроля и другие психологические конструк- ты. Данная теория составляет основу для создания профилактических про- грамм, направленных на формирование обеспечивающего здоровье пове- дения, усиление факторов резистентности к стрессу и изменение поведен- ческих стилей на такие, при которых нормальное развитие личности не под- вергается опасности отклонения. На основе исследований S. Cobb (1976 г.), R.H. Moos (1994 г.), Н.А. Сироты (1994 г.), В.М. Ялтонского (1995 г.), показав- ших, что люди, получающие разные виды поддержки от семьи, друзей, значи- мых для них лиц, отличаются более крепким здоровьем, легче переносят повседневные жизненные трудности и заболевания, строится концепция социальной поддержки, приведенная Л.М. Шипицыной [3]. Суть концепции заключается в том, что социальная поддержка как важнейшая составляю- щая копинг-поведения и мощный средовый копинг-ресурс смягчает влияние стрессов на организм, содействуя тем самым сохранению здоровья и бла- гополучия человека, облегчая его социальную адаптацию и способствуя его развитию. Теория устойчивости (гибкости) [5; 6] объясняет, почему люди более склонны заниматься укреплением здоровья, нежели ставить его под угрозу. Она рассматривает взаимодействие различных факторов в жизни молодо- го человека, включая условия в семье, школе, сообществе, и обеспечивает возможность положительной адаптации молодых людей в обществе. Значе- ние данной теории в том, что она делает акцент на необходимости модифи- цировать и продвигать механизмы защиты здорового развития детей. В со- ответствии с теорией устойчивости существуют внутренние, защитные, и вне- шние факторы, взаимодействующие между собой и дающие людям возмож- ность избежать неприятностей. К внутренним защитным факторам относят самоуважение и уверенность в себе, внутренний локус контроля и чувство жизненной цели. Внешние факторы – это, прежде всего, социальная под- держка со стороны семьи и сообщества. Они включают в себя заботливую семью, которая определяет доброжелательные отношения и положительное поведение; отсутствие злоупотребления алкоголем и насилия в доме; креп- кая связь и привязанность к школьному сообществу; успехи в учебе; отно- шения со сверстниками, характеризующиеся положительным поведением. Согласно Бернарду (1991), характеристики, по которым молодые люди от- личаются друг от друга, включают в себя социальную компетенцию, навыки положительного решения проблем, независимость и чувство цели. Теории устойчивости и теории жизненных навыков дают теоретическую основу для построения программ формирования здорового образа жизни. Анализ научной литературы, посвященной изучению теоретических ос- нов профилактики ВИЧ/СПИДа, дал возможность увидеть три глобальных направления созданных теорий: — когнитивные теории; — мотивационные теории; — поведенческие теории. Таблица 1 Когнитивные теории — социально-когнитивная теория; — теория когнитивного решения проблем; — теория устойчивости (гибкости) Мотивационные теории — мотивационная теория; — теория ступенчатого изменения поведения Поведенческие теории — теория социального влияния; — теория жизненных навыков; — теория проблемного поведения; — концепция здорового жизненного стиля; — трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга; — теория альтернативной деятельности Разделение по 3-м направлениям является условным, так как не учи- тываются все аспекты теорий. В основу представленного объединения по- ложены ведущие факторы теорий. Тем не менее, не смотря на это, мы по- шли по такому пути — с целью облегчения анализа теорий. Когнитивные теории профилактики в большей мере направлены на уси- ление личностного потенциала, веру в собственную эффективность, на при- обретение знаний о факторах риска. Мотивационные теории направлены на формирование мотивации че- ловека к изменениям, связанным с собственным здоровьем. На формиро- вание и поддержание мотивации в некоторой степени оказывает влияние внешняя среда. Без мотивации невозможно изменить поведение на более безопасное. Поведенческие теории изучают возможность изменения поведения, условия приобретения навыков безопасного поведения, навыков решения проблем, личностные и средовые факторы. В меньшей мере в данных тео- риях уделено внимание влиянию среды на формирование менее опасного поведения, а также на построение социума, способствующего здоровому образу жизни. Историко-педагогический анализ проблемы профилактики ВИЧ/СПИДа в Украине, а также анализ особенностей целевой группы показывает, что в настоящее время профилактические программы должны строиться с уче- том влияния на все компоненты: — знания о наркотиках, вреде их употребления, путях передачи ВИЧ; — развитие мотивации на укрепление здоровья; — формирование жизненных навыков, навыков разрешения проблем, поиска и восприятия социальной поддержки, обучения навыкам противосто- яния соблазну употребить наркотики; — несовместимая с употребление вредных веществ деятельность (спорт, творчество, культурные мероприятия, хобби); — формирование системы ценностей, норм поведения и жизнен- ного стиля. По отношению к профилактике наркотических зависимостей данный подход описал Н.А. Сирота. Интегративный подход [13] представляет со- бой варианты комбинаций профилактических стратегий, использующихся при реализации любого из подходов. Интегративный подход используют боль- шинство из современных теорий. Без определенного уровня знаний и изме- ненного отношения к данному негативному явлению невозможно приобрете- ние и применение новых навыков, способствующих более безопасному по- ведению. Ярким примером интегративного подхода являются теория аль- тернативной деятельности, теория когнитивного решения проблем, теория социального влияния и социальной инокуляции, теория жизненных навыков. В основу создания современных программ в сфере профилактики ВИЧ\СПИДа среди учащейся молодежи также положен интегративный под- ход. Интенсивный курс «Школа против СПИДа» внедрен при поддержке МОН Украины, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), МБФ «Международный Альянс по ВИЧ/СПИД». Эффективность проекта усиливается за счет слаженного общественного взаимодействия: активного участия молодежи, постоянной поддержки родителей и людей, принимающих решения, привлечения влия- тельных людей сообщества. Таким образом, анализ теоретических основ профилактики ВИЧ среди учащейся молодежи показывает их эффективность в просвещении и ин- формировании в области ВИЧ/СПИДа: предоставлении всесторонней и точ- ной информации о путях заражения ВИЧ и мерах его предупреждения; об- стоятельствах, повышающих риск заражения, а также при обучении учащей- ся молодежи ответственному поведению, изменению рискованного поведе- ния, повышении социальной и межличностной компетентности. Однако фор- мирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность (ра- бота со средой, вовлечение в работу молодежных лидеров, НПО, расшире- ние возможности доступа молодежи к источникам консультативной помощи, медицинскому обслуживанию) остается недостаточно изученной проблемой. Организацией профилактической деятельности среди учащейся моло- дежи, как правило, занимается школа. Но решение современных проблем профилактики ВИЧ/СПИДа вряд ли возможно без понимания того, что необ- ходимо одновременно развивать и формировать как личностные, так и сре- довые ресурсы, используя весь арсенал методов социальной педагогики с привлечением всех субъектов профилактической деятельности сообщества. Литература 1. ВІЛ/СНІД: відчуй себе захищеним [Спецвип.] // Шкільний світ. – 2004. — № 25—28 (липень). 2. Профілактика ВІЛ/СНІД в учнівському та молодіжному середовищі: Довідник для соціальних працівників, вчителів, шкільних психологів, батьків / О.Т. Баришполець, І.Ф. Ільїнська, Б.П. Лазаренко, І.М. Пінчук/ За ред. І.Ф. Ільїнської, Б.П. Лазаренка. – К., 2005. 3. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образователь- ной среде: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 2006. 4. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Совре- менная зарубежная социальная психология. — М., 1984. —С. 55–60. 5. Навыки, Необходимые для Здоровья. Образование в области здо- ровья, основанное на привитии жизненных навыков как важный компонент доброжелательной к ребенку/укрепляющей здоровье школы. – http://www.unicef.org/lifeskills/files/SFH-RUS.doc 6. Навички заради здоров’я: Навч. вид. (Інформаційна серія «Здоро- в’я в школі»). — К., 2004. 7. Профилактика ВИЧ/СПИДа у несовершеннолетних в образователь- ной среде: Учеб. пособие для преподавателей педагогических вузов / Под ред Л.М. Шипицыной. – М., 2006, – 256 с.: ил. 8. Культура життєвого самовизначення. Ч. III: Старша школа. Метод. по- сібник / Наук. керівн. та ред. І.Д. Звєрєвої. – К., 2004. 9. Jessor R. //J. Of Adolescent health. – 1991 –V. 12. – P. 597—605. 10. Glossary Health Promotion // Conrad G., Schmidt W. (Ed.) – Bonn, 1990. – 65 p. 11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. // Обзор психиат. и мед. психол. им. В.М. Бехтерева. – 1993. – №1. – С. 53—60. 12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. // Вопр. наркологии. – 1996. – № 1. – С. 76—82. 13. Современные подходы к профилактике зависимости от наркоти- ческих средств и психотропных веществ Н.Сирота, В. Ялтонский. – http:// www.narcom.ru/ | |
|
|
Просмотров: 1333 | Рейтинг: 0.0/0 |