| Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Тренинг, как метод диагностики профессиональной предрасположенности учеников старших классов
|
|
|
Смирнов Сергей Владимирович Существует ряд перманентных проблем, с которыми сталкивается каждый человек, достигший определённого возрастного этапа. Одно из наиболее важных мест занимает проблема профессионального самоопределения. Выбор профессии тогда можно считать удачным, когда работа доставляет человеку удовлетворение, это означает, что она соот- ветствует физическим и духовным способностям человека, его психическим особенно- стям, интересам, знаниям и умениям. Сейчас всё больше получает популярность идея создания профильных классов, где ученики могут глубже изучать предметы, которые им могут пригодиться в их будущей профессиональной деятельности. На этом этапе возни- кает проблема диагностики. В настоящее время для профориентации используется большое количество тестовых методик, таких как: «Активизирующий опросник «Пере- крёсток» (Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю.), «Мотивация профессиональной деятель- ности (в модификации А. Реана)», «Методика Е.А. Климова «Определение типа буду- щей профессии»» и т.д. Данные методики, несомненно, имеют множество преимуществ [16], однако на наш взгляд они не обладают достаточно полными возможностями оценки профессиональной предрасположенности учащегося. Во-первых, эти недостатки связа- ны непосредственно с формой предъявления функциональных эмпирических методик, проявляя большое количество артефактов. Во – вторых, они построены либо как сти- мульный материал, для того, чтобы ученик ещё раз смог проанализировать всё многооб- разие профессий, либо ограничены сугубо дисциплинарными характеристиками. Мы предлагаем применение групповой работы для выявления способностей уче- ников. Несомненно, в литературе есть работы посвященные профориентации школьни- ков с помощью группового взаимодёйствия, но они либо направлены на личность учите- ля [17], либо на развитие способностей и активизации мыслительного процесса в выборе своей будущей деятельности [18], так же существует немало взглядов на проблему спо- собностей и профориентацию: А. Маслоу [19], Е.А. Климов [20] и др. В нашей работе мы опираемся на понимание способностей с точки зрения Теплова Б.М.[21] Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, такие, которые имеют отношение к успешно- сти выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивиду- альными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, по- тому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятель- ностей. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, кото- рые уже выработаны у данного человека. Таким образом, отвергнув понимание способ- ностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат не- которые врожденные особенности, задатки. Объединив задатки и способности, можно говорить о предрасположенности к определённому виду деятельности. Цель тренинга: Диагностика предрасположенности к определённой профессио- нальной области. Мы считаем, что групповая работа в качестве диагностической методики позволяет увидеть многоплановость проявлений личности. Проведение работы планируется осу- ществить в два этапа: на первом: использование тестовых методик, на втором более глу- бинный анализ тренинговой работы. Задача: Через моделирование проблемной ситуации, провоцирующей испытуемых проявить себя с разных сторон. Основой диагностики является метод наблюдения. Так же важными критериями мы считаем чувство ответственности и мотивацию учащегося. Особое внимание по нашему мнению следует уделить социальным ролям, присущим личности испытуемых. Мы выделили следующие критерии, наиболее показательные для диагностики: 1. Типы деятельности: Аналитико-оценочная; технико-функциональная; творчески – инновационная 2. Доминирующая ориентация перцептивной сферы: визуальная; ауди- альная; кинестетическая; полимодальная 3. Темперамент: Высокоэмоциональный актив- ный (холерик); высокоэмоциональный пассивный (меланхолик); низкоэмоциональный активный (сангвиник); низкоэмоциональный пассивный (флегматик). Групповой метод диагностики достаточно перспективен, так как он может дать разноплановую и более целостную картину предрасположенностей личности к опреде- лённому виду профессиональной деятельности. | |
|
|
|
| Просмотров: 882 | Рейтинг: 0.0/0 | |