Главная » Статьи » Психология и педагогика

Тревога, тревожность, страх


Тревожность  представляет  собой  проблему,  довольно  давно  и  широко  исследуе-
мую как отечественными, так и зарубежными авторами (напр., 1,5,6). Обращают на себя 
внимание некоторые особенности, характерные для описаний этого явления. К ним от-
носится, в частности, обозначение термином «тревожность» разных феноменов психики. 
Другой специфической чертой тревожности в качестве предмета психологического ис-
следования можно считать ее соположение как особого эмоционального переживания с 
другой  эмоцией – страхом.  Кроме  того,  до  конца  не  выясненным  в  психологической 
науке остается вопрос о месте тревожности в структуре личности и ее роли в жизни че-
ловека, также как и связанная с этим проблема коррекции повышенного уровня тревож-
ности.  Прежде  всего,  предстоит  прояснить  смысл  термина «тревожность»,  то,  какова 
природа тревожности (в отличие от страха), и какую роль она (тревожность) играет в 
психической жизни человека. 

Термин «тревожность»  в  научно-психологическом  дискурсе,  как  правило,  исполь-
зуют в двух основных значениях: для описания неприятного по своей эмоциональной ок-
раске состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, бес-
покойства, угрозы, трагичных предчувствий, и для обозначения личностного свойства – 
показателя склонности к переживанию описанного состояния.  Состояния психики и ус-
тойчивые свойства, содержательно соответствующие им, в русском языке не всегда мож-
но «развести»  на  уровне  понятий:  таковы,  например,  уверенность,  сосредоточенность, 
расслабленность и т. п. Вместе с тем, именно для обозначения состояния, характеризую-
щегося переживанием надвигающейся опасности, угрозы, существует вполне адекватный 
термин «тревога», также как индивидуальную предрасположенность человека испытывать 
состояние тревоги можно определить как «тревожность». Терминологическая путаница по 
вопросу тревожности, по всей видимости, связана с переводом на русский язык авторских 
концептов некоторых зарубежных исследователей: «невротическая тревога»  К.  Хорни – 
склонность  невротической  личности  к  переживанию  как  угрожающих  ситуаций,  объек-
тивно не несущих опасности (характеристика личности) (6) и «ситуативная тревожность» 
Спилбергера – психическое состояние, внутренняя реакция на угрозу (5). 

Остановимся  на  тревоге  как  этимологически  более  раннем  обозначении  эмоцио-
нальных явлений описываемого ряда. Тревога как психическое состояние – это «целост-
ная характеристика психической деятельности за определенный период времени, пока-
зывающая  своеобразие  протекания  психических  процессов  в  зависимости  от  отражае-
мых  предметов  и  явлений  действительности,  предшествующего  состояния  и  психиче-
ских  свойств  личности” (Н.Д.  Левитов).  Спецификой  тревоги  как  состояния  принято 
считать  именно  неприятное  эмоциональное  переживание  беспокойства,  дискомфорта, 
обусловленное восприятием ситуации как угрожающей. Опираясь на положение П. В. 
Симонова (4) о том, что «эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-
либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее 
удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретен-
ного индивидуального опыта», тревога может рассматриваться как невозможность удов-
летворения потребности в безопасности. 

Тревога не принадлежит к числу первичных эмоций; по мнению К. Изарда, она от-
носится к разряду комплексных эмоциональных состояний и складывается из соедине-
ния фундаментальных эмоций – страха, гнева, вины, интереса (2).Такое представление о 
тревоге позволяет дифференцировать отдельные виды тревоги и тревожности в зависи-
мости от преобладающего компонента и ситуаций, ее вызывающих. В частности, тревога 
перед  экзаменом  акцентирует  компоненты  вины  и  страха;  тревога  исследователя-
первооткрывателя – интереса и страха и т.д. 

Осуществляя попытки различения понятий тревоги и страха, большинство иссле-
дователей базируются на критерии, введенном К. Ясперсом: тревога ощущается индиви-
дуумом вне связи с каким-либо конкретным стимулом («свободно плавающая тревога»), 
тогда как страх связан с совершенно определенным раздражителем. Удачной иллюстра-
цией этого различения может служить пример, приводимый К.Хорни: если мать боится 
смерти собственного ребенка, обнаружив у него прыщик или повышение температуры – 
это проявление тревоги, тогда как беспокойство, вызванное серьезным заболеванием – 
уже проявление страха. Позднее К.Хорни вносит более тонкий различительный признак 
для тревоги и страха, а именно, субъективность / объективность переживаемой угрозы: 
страх  соотносится  с «очевидной»  и «объективной»  опасностью;  переживание  тревоги, 
будучи в той же степени адекватным ситуации, возникает в случае наличия субъектив-
ной угрозы (6). Следовательно, в качестве специфических черт тревоги, позволяющих 
дифференцировать ее от страха, можно обозначить неопределенность переживаемой уг-
розы, ее непропорциональность наличной опасности, а также присутствие субъективной 
личностной оценки значимости «тревожащей» ситуации. 

Ф. Б. Березин, осуществляя поиск различий между тревогой, страхом и их патологи-
ческими проявлениями, предполагает, что проявления тревоги закономерно изменяются в 
зависимости от интенсивности и особенностей формирования, и феноменологические раз-
личия между тревогой и страхом, между нормальной и патологической тревогой могут быть 
выражением этих изменений. Такое предположение позволило сформулировать гипотезу о 
существовании так называемого тревожного ряда (1), включающего следующие аффектив-
ные расстройства (по степени нарастания их интенсивности): ощущение внутренней напря-
женности; гиперестезические реакции; собственно тревога; страх; ощущение неотвратимо-
сти надвигающейся катастрофы; тревожно-боязливое возбуждение. Таким образом, тревога 
и страх представляют собой состояния, имеющие одинаковую природу, и относятся к одно-
му классу психических явлений, названному Ф.Б. Березиным «расстройствами тревожного 
ряда»; при этом основным параметром отличия тревоги от страха является, по мнению дан-
ного автора, интенсивность воздействия ситуации, их вызывающей (1). 

Если тревога проявляется в связи с ситуациями, не несущими потенциальной угро-
зы человеку или по отношению к широкому спектру стимулов, если частота и интенсив-
ность тревоги неадекватно высоки, можно говорить о выраженности у данного субъекта 
тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики. По мнению В.К. Вилю-
наса, тревожность – один из основных параметров индивидуальных различий, который 
проявляется  как «склонность  индивида  к  переживанию  тревоги»  и  характеризуется 
«низким порогом возникновения реакции тревоги» (2, с.68). 

Литература 

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 
2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 
3. Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 
4. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. 
5. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы тревоги// Стресс и тре-
вога в спорте / Сост. Ю.Ханин. М., 1983. 
6. Хорни К. Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3 т. М., 1997. Т.2
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 1615 | Рейтинг: 0.0/0