Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Уровни общения
|
|
Ученые (А.Б.Добрович, 1987) выделяют семь уровней общения, которые по сложности распределяются следующим образом: примитивный, манипулятивный, стандартизованный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. ПРИМИТИВНЫЙ УРОВЕНЬ является самым низким уровнем общения. Человек, который функционирует в формате примитивного уровня, собеседника воспринимает как предмет. Если предмет нужный, то им необходимо овладеть, а если нет - оттолкнуть. Такой человек стремится властвовать над другим, нисколько не заботясь о его чувствах. Если собеседник сильный - предпринимается пристройка "снизу", то есть лесть. Если слабый - пристройка "сверху", беспардонное и оскорбляющее поведение. Применяются ярлыки и обезличивающие термины: "женщина", "очкарик", "урод" и т.п. Описаны следующие реакции межличностного реагирования. Реакция зависти. Эту реакцию невозможно скрыть. Став свидетелем успеха другого, он "зеленеет", так как в глубине души уверен, что успеха достоин только он. Реакция самодовольства. Преуспев в чем-то, или получив какое-то преимущество, сразу же начинает хвастаться перед другими. При этом особое удовольствие получается, когда у другого замечаются проявления зависти. Реакция злорадства. Неудача кого-то из знакомых или известных вызывает нескрываемую радость. Сразу отметим, что неудача постигла не врага или конкурента. Данная радость бескорыстна. Просто амбиции льстит, что не он, а другой попал в переделку. Реакция амбиции. Как только поступает информация об успехах другого человека, сразу пытается принизить значение этого. Здесь не просто приуменьшение успеха другого, а присваивается право судить и оценивать не только сам успех, но и другого. Реакция захвата. Захватывается все, что можно захватить не взирая на чужие права или справедливость. При чем такой хватательный рефлекс характерен не только на уровне соседских отношений, но и на уровне высших эшелонов власти. Характерна эта реакция и для так называемых "новых украинцев". Реакция агрессии. При малейшем противостоянии занимается агрессивная позиция с оскорблениями, угрозами применения грубой силы. Жестокость, с которой реализуется агрессия, не оправдана ситуацией, а объясняется лишь раздутой амбицией и нечувствительностью к страданиям других. Реакция присвоения. В любом контакте предпринимается попытка пристроиться "сверху" к партнеру, используя его как свою собственность. Если партнер по общению более сильный, то пристройка производится "снизу". Он как бы "прилипает" к сильному, пытаясь ему угодить. Реакция безразличия. Страдания других никогда не влияют на самочувствие и поведение. "Не мое дело", "Моя хата скраю" - таково жизненное кредо. Примитивный уровень общения формирует особый тип -группового взаимодействия - примитивная группа, являющийся "нижним полюсом" коммуникаций. В таких группах складывается иерархия, похожая на иерархию в сообществах животных: Главарь, Авторитет, Ведомые и Забитые. Главарь пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и безнаказанной агрессивности. Сила или хитрость дают ему возможность убирать или стравливать между собой потенциальный соперников. Члены группы не только боятся, но и чтут его как "хозяина", "кормильца". Главарь боится сговора недовольных и потому имеет своих "наушников", а так же заботится, чтобы число недовольных не превышало число довольных. Авторитет является вторым по рангу в примитивной группе. Он имеет право давать советы Главарю. Умственными способностями он превосходит Главаря, но сильно уступает ему в смелости и потому не является конкурентом. Авторитет искренне поддерживает Главаря. Рациональный и умный Авторитет не лишен мечтательности и романтичности. Это используется Главарем для воздействия на группу. Так как для группы кроме страха и жажды наживы необходима еще, пусть даже и ущербная идеология. Отсюда, например, блатная романтика преступного мира. Которая, впрочем, только уравновешивает антигуманные отношения примитивной группы, является способом оправдания бесчеловечности. Ведомые в разной степени приближены к Главарю. Каждый выполняет свою характерную роль. Среди Ведомых выделяются: Подхалим (Угодник), Марионетка, Шут, Недовольный. Угодник полезный Главарю не только услужливостью. Когда Главарь наказывает Угодника или награждает кого-то другого, - у группы возникает ощущение свершившейся справедливости. Марионетка является образцом лояльности к Главарю и групповым целям. Его образцовость служит укором другим. Шут на грани риска высказывается в отношении Главаря и его приближенных. Но этой грани никогда не переходит. У членов группы возникает убежденность, что Главарь терпим к критике. Шут "выговаривает" общие обиды и таким образом снижает уровень группового напряжения. Шут провоцирует оппонента Главаря, что позволяет его выявить и обезвредить. Главарь активно защищает Шута, так как тот для него чрезвычайно полезен. От Недовольного польза двойная. Во-первых, его можно столкнуть с другим Недовольным, а самому разделяя властвовать. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою силу перед группой. В этом случае, если не происходят изгнания, то Недовольный после бунта переходит к Забитым. Поэтому, если Недовольного нет, то он создается путем ущемления кого-нибудь из ведомых. Забитые представлены двумя категориями: самые слабые и трусливые или бывшие Недовольные. Участь Забитых незавидна. Они жертвы внутригрупповой агрессии. Пинать их не только право, но и обязанность каждого. Примитивная группа держится на примитивизме своих членов и выталкивает каждого, кто недостаточно примитивен. В группе вырабатываются правила, которые обязательны для всех. Выделяют следующие типичные "правила" примитивной группы. Правило унижения. Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему свое превосходство в чем-нибудь. Ведь при непомерно раздутой амбиции этого достаточно, чтобы почувствовать себя униженным. Правило рангового соответствия. Демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. Степень ума увязывается с положением в иерархии группы: "шеф всегда прав". Описывают как это выглядит в мире животных. Обезьяна, обнаружив корм, громкими криками оповещает об этом низкого ранга. Этой особи не соответствует роль "перво-открывательницы". Вот так и в примитивной группе. Одна и та же мысль в устах Забитого абсурдна, а в устах Главаря или Авторитета - умна и дельна. Правило отпора. Субъект обязан немедленно дать отпор, когда его хотят "унизить". В противном случае его будут унижать все члены группы. Правило отпора одновременно является и правилом отбора. Умеющий дать отпор лицам своего или смежного ранга, получает шанс под-Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать силу - он обязан это сделать. Например, приближенный обязан ущемлять амбицию других, демонстрируя свою безнаказанность. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, храбрости или уме. Правило выдвижения. Реальное выдвижение вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Правило гонения. Субъект, который демонстрирует особые дарования, но лишен силы, то есть способности или примитивной группе. Правило "козла отпущения". В случае нарастания напряжения в примитивной группе каждому позволяется агрессия в отношении кого-то из Забитых. Особенно эффективно выставлять в роли "козла отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Субъекты низшего ранга с удовольствием "отыгрываются" на нем за унижения, которые им ранее терпеть от субъектов высшего ранга. Правило отвода агрессии от себя. Участвуя в групповом гонении субъект демонстрирует свою солидарность с группой и отводит агрессию от себя. Правило возмещения убытка. Унижение может быть возмещено материальной ценностью. Но материальное ущемление в примитивной группе может быть возмещено только материальными средствами с соответствующими надбавками. Нередко Главарь или Приближенный заранее покупает материальными средствами возможность "пинать" приближенного. Правило незаинтересованности. Субъект обязан скрыть, что он питает слабость к чему-то. А слабость гонима в примитивной группе. Поэтому демонстрируется незаинтересованность. Правило соблазна. В примитивной группе культивируется подозрительность друг к другу, приписывание другому враждебных намерений. Поэтому, если член группы доверяется другому, то в глазах группы он его вводит в "соблазн". Таким образом, потерпевший становится столь же виноватым как и совершивший неблаговидный поступок. Правило послабления. Если нижестоящему позволяется минимальное проявление амбиций, то вскоре они переходят в максимальные. А виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес в глазах всей группы. Поведение нижестоящего воспринимается как должное, так как каждый бы сделал так. Правило круговой поруки. Примитивная группа сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Поэтому Главарь вовлекает группу в противозаконные действия, что создает ситуацию круговой поруки, так как вина за соде- Правило нормальности. Член примитивной группы не способен сформулировать "правила", по которым функционирует группа. Он обосновывает свое поведение любыми доводами или понятиями, которые имеет. Если он не ; может оправдать свое поведение - его считают глупым. В примитивной группе нет четких и равноправных отношений. Иерархия таких групп проста и подобна иерархиям животных кланов. МАНИПУЛЯТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ. Это более высокий уровень общения по своим техническим и исполнительским возможностям. Но по духу такой же. Образно говоря, здесь действуют не топором, а бритвой. Для манипулятора партнер по общению это соперник в игре, которую обязательно необходимо выиграть. При этом понятие выигрыша чрезвычайно обширно. От банального материального до утонченного и невидимого даже для Манипулятора психологического выигрыша. Психологический выигрыш означает возможность пристроиться "сверху" и иметь возможность безнаказанно наносить "уколы". Есть манипуляции относительно безобидные, а есть разрушительные, влияющие на судьбу. Манипулятивные игры с блеском описал Эрик Берн в книгах: "Игры, в которые играют люди" и "Люди, которые играют в игры". Под игрой Э.Берн понимает однотипно повторяющееся ! поведение, которое не всегда осознаваемо и имеет целью получить психологический и социальный "выигрыш". Выигрышем является эмоциональное состояние, к которому стремится игрок и его партнеры. Игра дает возможность удовлетворять социальные потребности в общении и преодолевать чувство одиночества. Игра может временно снижать эмоциональное напряжение игроков, но не решает внутренних проблем и заводит их в психологический и социальный тупик. Обычно в игре "Алкоголик" играется 5 ролей: Алкоголик, Преследователь, Спаситель, Покровитель и Поставщик. Одно лицо может играть несколько ролей, чередуя их. Например, Преследователь жена, когда над Алкоголиком "нависают тучи" на работе, быстро меняет роль Преследователя на Спасителя, сохраняя таким образом игру. Роль может быть обезличена. Так, роль Поставщика может играть вся государственная система поставки алкоголя. Игра - это сложный и динамичный процесс взаимоотношений с запрограммированным концом, в котором заинтересованы все игроки. Роль Преследователя чаще всего играет жена Алкоголика. Преследователь контролирует, критикует, унижает, ловит на нарушениях обещаний, заставляет бросить пить, требует извинений и покаяний. Характерны слова: "ты должен бросить пить потому, что...", "пьешь как свинья до скотского состояния". Преследователь высокомерно полагает, что морально выше Алкоголика и имеет право поучать и воспитывать. Иногда они признаются, что когда Алкоголик приходит пьяный, то это позволяет им "разрядиться" и "сбросить напряжение". При более глубоком анализе удается увидеть, что это напряжение не связано с Алкоголиком, а последний является только поводом для г, эмоциональной реакции Преследователя, получающего f эмоциональное удовлетворение на фоне тотальной неудовлетворенности своей жизнью. Спасителем Алкоголика может быть добродушный врач, выполняющий все инструкции по лечению, но вовлеченный в игру Алкоголик. Его ждет глубокое разочарование при очередном срыве Алкоголика. Спасителем могут быть жена или мать Алкоголика, которые ухаживают за пьяным, отрезвляют, обстирывают и т. п. Характерны слова Спасителя: "Без меня он давно бы погиб". Играя в свою игру Спаситель находится в роли благодетеля и демонстрирует лучшие свои качества, оправдывая свое существование и наполняя свою жизнь смыслом. В этом его "выигрыш" и в таком случае Спасителю Алкоголик необходим. Покровитель сочувствует, озабоченно договаривается о деле, на которое даются деньги, в конечном итоге идущие на выпивку. В роли Болванчика может быть и врач, которого во время лечения "надувает" Алкоголик. Покровитель может превращаться в Подстрекателя. Однако Покровители не так уж просты. Часто это одинокие люди, которые могут многое выиграть от хорошего отношения к Алкоголику. Поставщику значим только сбыт алкоголя. Алкоголик ему нужен лишь постольку, поскольку он решает проблему сбыта. Как ни парадоксально, но главным в этой игре для Алкоголика является состояние похмелья. Пьющие любят на другой день вспоминать и рассказывать о перипетиях предыдущего дня. Испытывая одинаковые ощущения похмелья, мазохистически "смакуют" их, демонстрируя свое тяжелое состояние. Кроме удовольствия во время выпивки, в похмелье создается ситуация, когда игра "Алкоголик" актуализируется и достигает своего апогея. Он получает суровый нагоняй от Преследователя. Алкоголик удовлетворяет свою потребность в самобичевании и шлет психологическое послание Спасителю: "Вот какой я плохой, попробуй меня удержать". А Подстрекатель имеет возможность предложить "похмелятор". Болезненное состояние Алкоголика, высокое чувство вины избавляют его от заслуженного наказания. Любое реальное наказание воспринимается как избыточное ("Ведь страдает же человек"). Чувство вины, виноватый вид и послушность Алкоголика в похмелье провоцирует у близких "родительское" поведение с нотациями, нравоучениями, упреками. Эта провокация Алкоголика чрезвычайно сильна и навязывает окружающим игру "Алкоголик". Для Алкоголика это игра больше, чем игра. Это жизнь. Он прекрасный манипулятор. Игра позволяет ему удовлетворять свои потайные желания. В то же время, гордыня реализуется в компании собутыльников, где с неизменным постоянством слышно: "Ты меня уважаешь?". Недаром страдающих алкоголизмом называют "наркоманами уважения". В этой игре все действующие лица на бессознательном уровне получают "выигрыш" и поддерживают игру. Вопрос этой болезнетворной игры. А в выходе из игры всех остальных действующих персонажей, так как они создают и ' возрождают игру "Алкоголик". Нарколог и психотерапевт обречены на Сизифов труд, если не будут работать с соза-висимыми членами семьи. Игра "Алкоголик" характерна для любых видов зависимости. Здесь наибольшая нагрузка приходиться на Преследователя, который в нашем обществе всегда готов все зло отнести на счет Наркомана. Ведущую роль играет Поставщик, имеющий сверхприбыль от реализации наркотиков. Парадокс ситу- преследуют Наркомана, а не Поставщика, чем поддерживают игру. Логика этой игры такова, что здесь присутствие алкоголя или наркотика вовсе не обязательно. Каждый раз, когда ищется и находится Спаситель, начинается игра "Алкоголик". Степень выраженности этой игры может быть разной ! и соответствует степени личной незрелости и напряженности. Начинается игра с подстройки "снизу", то есть поиском "Спасителя". Когда на приеме у врача, например, говорят: "Никто не помог, а вам мы верим", скорее всего уже началась манипуляция. Попавшийся на манипуляцию врач, старается оправдать доверие и, конечно же, превращается в Простака (Жертву). А Манипулятор с облегчением говорит: "Вот видите, никто нам не поможет". То же происходит и при игре "Да, но...". В этом случае Манипулятор просит о совете, но после любого совета следует ответ "Да, но...". После длительных попыток помочь возникает тягостная пауза. Манипулятор торжествует, он доказал неспособность решить его проблемы. Жертва, то есть Простак, попавшийся на манипуляцию, чувствует себя опустошенным. Тогда на вопрос и провокацию Манипулятора "Что бы вы сделали в таком случае?", - следует ответ: "Да, трудная задача. А как бы вы сами поступили?". Поддерживающие игру "Да, но..." сами играют в игру "Я но чаще всего консультант. Помогая другим, консультант в глубине души считает, что все люди неблагодарны и общение с ними не принесет ничего хорошего. Любая помощь будет отвергнута. Излишняя заинтересованность и сентиментальность консультанта возвратится злобными упреками типа: "Вы мне обещали...", "Все равно не сможете мне помочь, а обнадеживали" и так далее. При этом не важно, были ли обещания или нет. Когда показное усердие заменяется профессионализмом, то игра "Да, но..." не принимается. Попытки продолжаются, но потом заканчиваются эмоциями отчаяния и злости Манипулятора. Это верный признак того, что манипуляция не получилась. Консультантам общественных организаций следует проходить специальный тренинг, чтобы действительно помогать людям, а не играть в игру "Я толь- I ко хочу помочь тебе". Продуктивная позиция консультанта такова: "мне кажется, эта проблема разрешима", "я знаю как нужно поступить", "меня назначили помочь вам", "у меня есть информация для вас" и т. п. Здесь честное предло-жение..помочь, но ничего личного. Некоторые пытаются переигрывать Манипулятора, но это, обычно, неэффективно. Следует просто не подыгрывать и выходить из игры. СТАНДАРТИЗОВАНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ. Этот уровень общения качественно выше примитивного и манипулятивного, но подлинного ролевого взаимодействия здесь не происходит. Человек избегает общения путем "одевания маски". Маска защищает от партнерства и уводит от контакта. Приведем некоторые типичные маски. "Маска нуля" выражает тезис: "я вас не трогаю и вы меня не трогайте". К этой категории относятся: "Маска тигра". Ее обычно одевают люди, от которых зависят другие. При этом, чем ниже ранг и уровень развития, тем неприступнее и высокомернее одеваемая маска. Подростки, объединившиеся в асоциальные группы, зачастую носят маску агрессивности. "Маска зайца"демонстрируется тогда, когда необходимо избежать гнева или насмешки сильных. К вариантам относятся: маска послушания, маска робости, маска угодливости, маска уязвимости. Она как бы говорит мне плохо, не приставайте ко мне". "Маска клоуна." Под нею скрывается тот, кто не хочет быть принят всерьез. Существует разновидности: маска бесшабашности, маска простодушия, маска чудаковатости. КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ. Это полноценное человеческое общение. При таком уровне общения не только улавливается актуальная роль партнера, но и улавливается собственная актуальная роль глазами партнера. Такое общение равноправно и отсутствуют попытки пристроиться "сверху" или "снизу". Оно требует высокого уровня культуры. ИГРОВОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ. Более высокий уровень общения чем конвенциональный. На него выходят лишь с теми людьми, с которыми связаны определенными чувствами. Здесь партнер интересен сам по себе и осуществляется пристройка "рядом". ДЕЛОВОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ. Общаясь на деловом уровне, люди достигают не только конкретных производственных результатов, но и доверия и теплоты. В деле человек раскрывается наиболее полно. Люди, которые вышли на уровень делового общения нетерпимы к примитивному или манипулятивному общению и стремятся устранить контакт "масок". Они продуктивны не только в деле, но и в общении. ДУХОВНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ. Здесь партнер по общению воспринимается как носитель духовного начала. Такое общение объединяет в себе черты игрового и делового общения: живой интерес к личности, совместный поиск истины, стремление к единодушию и согласию, совместное побуждение к спонтанности. Духовность обеспечивается не какай-то определенной темой, а глубиной "диалогического проникновения" людей друг в друга. Следует отдавать себе отчет, что описанные уровни общения это лишь краткая абстрактная схема. В жизни все намного сложнее. В принципе, каждый человек является носителем того или иного уровня. Что не исключает возможность общения на ином уровне. Однако, наивно было бы ожидать, что представитель примитивного уровня общения, вдруг сможет общаться на деловом или духовном уровне. Сделать вид может, но общаться никогда. Когда собирается группа, то в зависимости от ее состава утверждается преимущественный уровень общения. И все же уровень группового общения чаще ниже, чем уровень общения отдельных индивидов. Этот феномен называют "огрупплением". Попадая в группу с более низким уровнем общения индивид чувствует групповое давление и вынужден делать внутренний выбор. Переход на более высокий уровень не прост и является результатом пройденного пути, страданий и достижений. Лучшим художественным произведением, иллюстрирующим эту проблему, является "Собачье сердце" М.Булгакова. Полиграф Полиграфович Шариков - эталон примитивного уровня общения. Профессор Преображенский -представитель духовного уровня. Столкновению этих двух уровней общения посвящена повесть М.Булгакова. Однако не в Шарикове дело. Он только собирательный образ и единица измерения высвобожденной революцией энергии разрушения. И не он противостоит профессору Преображенскому, а весь уклад послереволюционной России. Шариковы и швондеры устанавливали в России нормы примитивного уровня общения и силой заставляли жить по этим правилам. Подлинно духовный человек был вынужден уходить в так называемую внутреннюю эмиграцию, а так же создавать вокруг себя оазис духовности. Представители разных уровней общения противостоят друг другу, завоевывают свои территории, на которых живут по своим правилам. | |
|
|
Просмотров: 12496 | Рейтинг: 3.0/3 |