Главная » Статьи » Психология и педагогика

Влияние экзаменационного стресса на потребность в самореализации у студентов


Проблема стресса в современном обществе имеет первостепенное значение. В свя-
зи с этим в последнее время появилось множество работ, в которых анализируется влия-
ние личностных качеств, в том числе особенностей мотивационной структуры на стрес-
соустойчивость. Однако изучение обратных влияний только начинается [1]. Хотя изуче-
ние влияния стрессов на динамику мотивационной сферы может позволить прогнозиро-
вать и контролировать развитие личности. 

Целью нашей работы являлось изучение влияния экзаменационного стресса на раз-
витие  высших  мотивов  поведения,  а  также  влияния  стресса  на  психофизиологические 
характеристики. 

В  исследовании  принимали  участие 64 первокурсника  дневного  отделения  ФСН 
ННГУ.  На  первом  срезе  проводился  одновременный  замер  фоновых  мотивационных, 
психофизиологических и некоторых личностных характеристик студентов, через месяц 
был проведен второй замер мотивационных и психофизиологических характеристик во 
время экзамена, через 3 месяца был проведен замер мотивационных и психофизиологи-
ческих  характеристик  в  спокойном  состоянии (для  анализа  устойчивости  изменений). 
Использовались следующие методики: компьютерная латерометрия [3], УСК Дж. Рот-
ттера, шкала тревоги и тревожности Спилбергера, диагностика копинг-стратегий Т. А. 
Крюковой, «изучение защитных реакций» Плучика, «методика изучения мотивов учеб-
ной деятельности студентов» А. А. Реана, МЦМ И. Л. Соломина (оценка неосознанных 
мотивов)[2]. На основе экспертного оценивания две последние методики были дополне-
ны шкалами, отражающими уровень выраженности потребностей различных уровней по 
пирамиде А. Маслоу [1]. 

Группы для сопоставления формировались на основании факторов, которые вклю-
чали  в  себя  основные  показатели  с 1-ого  среза.  Под  воздействием  экзаменационного 
стресса у студентов были выявлены изменения в выраженности потребности в самореа-
лизации, однако эти изменения были разнонаправлены. Мы провели сравнение личност-
ных характеристик между студентами с повысившейся и с понизившейся потребностью 
в самореализации. У группы с повысившейся потребностью в самореализации значимо 
больше оказался средний показатель самооценки (13,42) и ориентации на копинг реше-
ния задач (56,42 с уровнем достоверности для обоих показателей р<0,05) 
У студентов с высокими показателями по шкале интернальности на втором срезе 
наблюдалось  повышение  показателя (p<0,05) базовых  потребностей  высшего  уровня. 
Причем у группы с очень высокой интернальностью (40–62) высокий уровень потребно-
сти в самореализации, появившийся на экзамене, остался и в спокойном состоянии. 
У группы студентов с превалирующим механизмом психической защиты проекци-
ей (7,05) на экзамене наблюдалось снижение уровня выраженности потребности в само-
реализации. 

На экзамене значимо начинают значимо выделяться психофизиологические харак-
теристики (p<0,05) и появляется корреляция показателей активности правого полушария 
мозга и базовых потребностей высшего уровня (коэф. коррел Спирмена 0,675, р<0,05). 
Значимых различий между группами по уровню тревожности и осознаваемым мо-
тивам учебной деятельности не было выявлено. 

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 

•  Мотивационная структура изменяется под воздействием экзаменационного стресса. 

•  Направленность и стойкость изменений зависит от некоторых личностных характе-
ристик: интернальности, самооценки, копинг-реакций и психологических защит. 
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0