Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Влияние экзаменационного стресса на потребность в самореализации у студентов
|
|
Проблема стресса в современном обществе имеет первостепенное значение. В свя- зи с этим в последнее время появилось множество работ, в которых анализируется влия- ние личностных качеств, в том числе особенностей мотивационной структуры на стрес- соустойчивость. Однако изучение обратных влияний только начинается [1]. Хотя изуче- ние влияния стрессов на динамику мотивационной сферы может позволить прогнозиро- вать и контролировать развитие личности. Целью нашей работы являлось изучение влияния экзаменационного стресса на раз- витие высших мотивов поведения, а также влияния стресса на психофизиологические характеристики. В исследовании принимали участие 64 первокурсника дневного отделения ФСН ННГУ. На первом срезе проводился одновременный замер фоновых мотивационных, психофизиологических и некоторых личностных характеристик студентов, через месяц был проведен второй замер мотивационных и психофизиологических характеристик во время экзамена, через 3 месяца был проведен замер мотивационных и психофизиологи- ческих характеристик в спокойном состоянии (для анализа устойчивости изменений). Использовались следующие методики: компьютерная латерометрия [3], УСК Дж. Рот- ттера, шкала тревоги и тревожности Спилбергера, диагностика копинг-стратегий Т. А. Крюковой, «изучение защитных реакций» Плучика, «методика изучения мотивов учеб- ной деятельности студентов» А. А. Реана, МЦМ И. Л. Соломина (оценка неосознанных мотивов)[2]. На основе экспертного оценивания две последние методики были дополне- ны шкалами, отражающими уровень выраженности потребностей различных уровней по пирамиде А. Маслоу [1]. Группы для сопоставления формировались на основании факторов, которые вклю- чали в себя основные показатели с 1-ого среза. Под воздействием экзаменационного стресса у студентов были выявлены изменения в выраженности потребности в самореа- лизации, однако эти изменения были разнонаправлены. Мы провели сравнение личност- ных характеристик между студентами с повысившейся и с понизившейся потребностью в самореализации. У группы с повысившейся потребностью в самореализации значимо больше оказался средний показатель самооценки (13,42) и ориентации на копинг реше- ния задач (56,42 с уровнем достоверности для обоих показателей р<0,05) У студентов с высокими показателями по шкале интернальности на втором срезе наблюдалось повышение показателя (p<0,05) базовых потребностей высшего уровня. Причем у группы с очень высокой интернальностью (40–62) высокий уровень потребно- сти в самореализации, появившийся на экзамене, остался и в спокойном состоянии. У группы студентов с превалирующим механизмом психической защиты проекци- ей (7,05) на экзамене наблюдалось снижение уровня выраженности потребности в само- реализации. На экзамене значимо начинают значимо выделяться психофизиологические харак- теристики (p<0,05) и появляется корреляция показателей активности правого полушария мозга и базовых потребностей высшего уровня (коэф. коррел Спирмена 0,675, р<0,05). Значимых различий между группами по уровню тревожности и осознаваемым мо- тивам учебной деятельности не было выявлено. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: • Мотивационная структура изменяется под воздействием экзаменационного стресса. • Направленность и стойкость изменений зависит от некоторых личностных характе- ристик: интернальности, самооценки, копинг-реакций и психологических защит.
| |
|
|
Просмотров: 547 | Рейтинг: 0.0/0 |