Главная » Статьи » Психология и педагогика

Влияние семьи на формирование системы ценностных ориентаций в юношеском возрасте


В юности особо остро стоит вопрос выбора своего индивидуального пути, вопрос 
собственной системы ценностей. Построение и переоценка системы ценностей – основ-
ной процесс личностного развития в юношеском возрасте. По мере взросления юношей, 
их взгляды и интересы, под влиянием общества, меняются, часто расходясь с родитель-
скими. Ценностные ориентации родителей не могут не оказывать влияния на ценностно-
смысловое пространство и психологический микроклимат семьи. В юношеском возрасте 
ярче, чем в предшествующие периоды проявляется расхождение во взглядах родителей 
и  ребенка.  Во  внутрисемейных  отношениях  наблюдается  сочетание  устойчивых  и  из-
менчивых периодов. Все члены семьи пытаются сохранить эмоциональные связи, пере-
страивая характер взаимодействия, друг с другом. Важно было выяснить, насколько эта 
перестройка влияет на систему ценностных ориентаций у родителей и детей т. к. общ-
ность ценностей позволяет определить степень сплоченности в семье и родство взглядов 
разных поколений. Различие в системе ценностей позволяет, в случае необходимости, 
предотвратить конфликты внутри семьи и повысить шансы для успешного общения. Со-
хранение сплоченности семьи играет большую роль в процессе формирования личност-
ной идентичности юноши, это важно как для личности ребенка, так и для семьи в целом. 
Семьи лучше всего адаптируются к уходу выросших детей в тех случаях, когда дети и 
родители способны пойти друг другу навстречу, учитывая личные ценности, интересы. 

При проведении исследования мы использовали методику «ценностных ориента-
ций»  М.Рокича.  Исследование  проводилось  по  типу  корреляционного  исследования  в 
апреле 2005 года, в нем принимали участие студенты Белгородского государственного 
университета 1 и 2 курса факультета психологии и их родители. Выборку составили 48 
человек, из них юноши – 24 человека, родителей юношей – 24 человека. 
В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к выводу, что 
существует  тесная  взаимосвязь  между  системой  ценностных  ориентаций  родителей  и 
детей.  Система  ценностных  ориентаций  родителей  более  устойчива,  удельный  вес  от-
дельных ценностей выше, чем у детей. У родителей система ценностей выражена в бо-
лее определённых, значимых оценках, что придает ей рельефный характер. Корреляци-
онный анализ позволил выявить сильную положительную связь между системами цен-
ностей родителей и детей. Коэффициент корреляции по терминальным ценностям равен 
0,74, по инструментальным 0,72.  

Можно сделать следующие выводы:  

•  мировидение  юношей  в  значительной  мере  определяется  ценностными  ориента-
циями, на которые, несомненно, повлияли ценности взрослых; 

•  доминирующие ценности-средства у взрослых: ответственность, честность, трудо-
любие. Эти главные качества способствуют достижению таких ценностей-целей, как: 
здоровье, счастливая семейная жизнь, спокойствие в стране и мире; 

•  для юношей значимыми ценностями-целями являются: любовь, духовная связь с 
человеком, здоровье и материально обеспеченная жизнь. Пути достижения этих це-
лей (ценности-средства) они видят в преобладании ответственности, честности. 

•  негативное  отношение  юношей  проявляется  к  таким  ценностям-средствам,  как 
терпимость по отношению к другим людям, к их недостаткам, а так же к людям с 
высокими требованиями к жизни. Не ценятся жизненная мудрость и красота приро-
ды и искусства, как ценности-цели. 

•  для взрослых характерно отрицательное отношение к таким ценностям-средствам как: 
высокие  запросы,  непримиримость  к  недостаткам.  Незначимыми  ценностями-целями 
являются: творческая деятельность, получение удовольствий, красота природы. 

Сходство в терминальных ценностях родителей и детей – высокая значимость здо-
рового образа жизни. Для родителей высока значимость спокойствия в стране и мире, 
что может  быть следствием повышения вероятности  возникновения террористических 
актов. Красота природы и искусства – ценность – аутсайдер, как у взрослых, так и у де-
тей-юношей. Это можно объяснить как воспитанием, принятыми культурными нормами 
в данной семье, а точнее их отсутствием, либо общим низким уровнем культуры в на-
шей стране. Как взрослые, так и юноши довольствуются лишь теми знаниями культуры, 
эстетики, которые они получили в школе, институте. 

Сходство в инструментальных ценностях – ответственность, честность занимают ве-
дущие позиции и у детей и у родителей, а высокие запросы и непримиримость к недостат-
кам – самые низкие. Трудолюбие – ценность, которая стоит гораздо выше в рейтинге у ро-
дителей, чем у детей. Взрослые люди, которые знают цену своего времени, считают, что по-
ставленных целей, скорее всего можно добиться честным трудом и полной самоотдачей. 
Предположение  о  влиянии  семьи  на  систему  ценностей  ребенка  подтвердилось.
 
Выявленная тесная взаимосвязь в системах ценностных ориентаций может быть следст-
вием личностного инфантилизма у юношей, что может, выражается в высокой зависи-
мости от мнений, взглядов, установок родителей. Так же, данная взаимосвязь, может го-
ворить о значимости детско-родительских отношений со стороны юношей, как вполне 
сформировавшихся личностей. Данные предположения могут быть положены в основу 
дальнейших исследований. 
Категория: Психология и педагогика | (13.01.2013)
Просмотров: 1383 | Рейтинг: 0.0/0