Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Влияние семьи на формирование системы ценностных ориентаций в юношеском возрасте
|
|
В юности особо остро стоит вопрос выбора своего индивидуального пути, вопрос собственной системы ценностей. Построение и переоценка системы ценностей – основ- ной процесс личностного развития в юношеском возрасте. По мере взросления юношей, их взгляды и интересы, под влиянием общества, меняются, часто расходясь с родитель- скими. Ценностные ориентации родителей не могут не оказывать влияния на ценностно- смысловое пространство и психологический микроклимат семьи. В юношеском возрасте ярче, чем в предшествующие периоды проявляется расхождение во взглядах родителей и ребенка. Во внутрисемейных отношениях наблюдается сочетание устойчивых и из- менчивых периодов. Все члены семьи пытаются сохранить эмоциональные связи, пере- страивая характер взаимодействия, друг с другом. Важно было выяснить, насколько эта перестройка влияет на систему ценностных ориентаций у родителей и детей т. к. общ- ность ценностей позволяет определить степень сплоченности в семье и родство взглядов разных поколений. Различие в системе ценностей позволяет, в случае необходимости, предотвратить конфликты внутри семьи и повысить шансы для успешного общения. Со- хранение сплоченности семьи играет большую роль в процессе формирования личност- ной идентичности юноши, это важно как для личности ребенка, так и для семьи в целом. Семьи лучше всего адаптируются к уходу выросших детей в тех случаях, когда дети и родители способны пойти друг другу навстречу, учитывая личные ценности, интересы. При проведении исследования мы использовали методику «ценностных ориента- ций» М.Рокича. Исследование проводилось по типу корреляционного исследования в апреле 2005 года, в нем принимали участие студенты Белгородского государственного университета 1 и 2 курса факультета психологии и их родители. Выборку составили 48 человек, из них юноши – 24 человека, родителей юношей – 24 человека. В результате проведенного эмпирического исследования мы пришли к выводу, что существует тесная взаимосвязь между системой ценностных ориентаций родителей и детей. Система ценностных ориентаций родителей более устойчива, удельный вес от- дельных ценностей выше, чем у детей. У родителей система ценностей выражена в бо- лее определённых, значимых оценках, что придает ей рельефный характер. Корреляци- онный анализ позволил выявить сильную положительную связь между системами цен- ностей родителей и детей. Коэффициент корреляции по терминальным ценностям равен 0,74, по инструментальным 0,72. Можно сделать следующие выводы: • мировидение юношей в значительной мере определяется ценностными ориента- циями, на которые, несомненно, повлияли ценности взрослых; • доминирующие ценности-средства у взрослых: ответственность, честность, трудо- любие. Эти главные качества способствуют достижению таких ценностей-целей, как: здоровье, счастливая семейная жизнь, спокойствие в стране и мире; • для юношей значимыми ценностями-целями являются: любовь, духовная связь с человеком, здоровье и материально обеспеченная жизнь. Пути достижения этих це- лей (ценности-средства) они видят в преобладании ответственности, честности. • негативное отношение юношей проявляется к таким ценностям-средствам, как терпимость по отношению к другим людям, к их недостаткам, а так же к людям с высокими требованиями к жизни. Не ценятся жизненная мудрость и красота приро- ды и искусства, как ценности-цели. • для взрослых характерно отрицательное отношение к таким ценностям-средствам как: высокие запросы, непримиримость к недостаткам. Незначимыми ценностями-целями являются: творческая деятельность, получение удовольствий, красота природы. Сходство в терминальных ценностях родителей и детей – высокая значимость здо- рового образа жизни. Для родителей высока значимость спокойствия в стране и мире, что может быть следствием повышения вероятности возникновения террористических актов. Красота природы и искусства – ценность – аутсайдер, как у взрослых, так и у де- тей-юношей. Это можно объяснить как воспитанием, принятыми культурными нормами в данной семье, а точнее их отсутствием, либо общим низким уровнем культуры в на- шей стране. Как взрослые, так и юноши довольствуются лишь теми знаниями культуры, эстетики, которые они получили в школе, институте. Сходство в инструментальных ценностях – ответственность, честность занимают ве- дущие позиции и у детей и у родителей, а высокие запросы и непримиримость к недостат- кам – самые низкие. Трудолюбие – ценность, которая стоит гораздо выше в рейтинге у ро- дителей, чем у детей. Взрослые люди, которые знают цену своего времени, считают, что по- ставленных целей, скорее всего можно добиться честным трудом и полной самоотдачей. Предположение о влиянии семьи на систему ценностей ребенка подтвердилось. Выявленная тесная взаимосвязь в системах ценностных ориентаций может быть следст- вием личностного инфантилизма у юношей, что может, выражается в высокой зависи- мости от мнений, взглядов, установок родителей. Так же, данная взаимосвязь, может го- ворить о значимости детско-родительских отношений со стороны юношей, как вполне сформировавшихся личностей. Данные предположения могут быть положены в основу дальнейших исследований.
| |
|
|
Просмотров: 1383 | Рейтинг: 0.0/0 |