Главная » Статьи » Психология и педагогика

Влияние телевидения на процесс социальной идентификации ребенка


В последнее время все чаще и чаще встает вопрос о влиянии средств массой инфор-
мации на развитие общества. Повсеместно из экранов телевизоров льется мощный поток 
информации, зачастую не ведающий никакой моральной цензуры. Доступность просмотра 
телевизионных программ пагубно сказывается на развитии детей, которые являются наи-
более уязвимой и поддающейся влиянию со стороны СМИ частью общества.
 
С точки зрения большинства представителей западной психологии условиями раз-
вития являются наследственность и среда. Главная черта всех концепций – это понима-
ние развития как приспособление человека к окружающей его среде. 

В освоение мира, той социальной среды, в которой находится ребенок, вторгается 
мир другой, мир глазами взрослого человека. Конъюнктура и борьба за медиарынок соз-
дают такое информационное пространство, в котором граница между понятиями добра и 
зла очень условна и прозрачна. В нелегких условиях происходит свободный индивиду-
альный выбор нынешней молодежи, как пути установления социальной идентичности, 
т.е. осознания, ощущения переживания своей принадлежности к разным общностям. 52 
Практически  отсутствие  качественных  программ  для  детей  разных  возрастных 
групп заставляет ребят просиживать часы за просмотром «взрослого» кино, ориентиро-
ванного совсем на другую зрительскую аудиторию. Свойственная ребенку потребность 
подражать без еще не выработавшегося критического отношения к собственным дейст-
виям позволяет перенимать не самые лучшие образцы для подражания. Взаимодействие 
с телевизионными образами запускает функцию механизма социальной идентичности – 
включение  личности  в  систему  социального  взаимодействия.  Процесс  идентификации 
происходит путем сопоставления интересов, взглядов, ценностей, опыта жизни и моде-
лей поведения себя и своей группы с другими. Объектами идентичности могут быть са-
мые различные сообщества, в том числе и символические.

Одной из проблем, волнующих родителей и специалистов, является большое коли-
чество сцен насилия как в современных художественных фильмах, сериалах, так и про-
граммах дневного просмотра. Множество вопросов возникает и относительно новых, в 
основном зарубежных, мультипликационных фильмов. Детям нужны сказки, мультики в 
которых говориться о добре, сотрудничестве, взаимовыручке. Где герои дружат, а не де-
рутся друг с другом, причем один непременно должен добиться преимущества над дру-
гим с помощью физической силы или оружия. Конечно, это может быть положительный 
герой,  и  поступки  его  можно  оправдать.  Но тогда  он задает  установку:  насилие — 
не обязательно зло, «хорошие» тоже себя так ведут». 

Дети  склонны  считать  изображаемое  на  экране  насилие  реальным  и  социально-
приемлемым способом решать проблемы. Более того, изображение агрессивных, отри-
цательных персонажей порой настолько привлекательно, что дети начинают себя с ними 
идентифицировать. Таким образом, телевидение непосредственно учит детей агрессив-
ным реакциям. Склонность имитировать увиденное насилие возрастает, если в изобра-
жении присутствуют пять выделенных исследователями компонентов: 

1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель. 

2. Насилие выглядит оправданным. 

3. За  насилием  не  следует  возмездия (преступные  действия  не  вызывают  раская-
ния, не осуждаются, не наказываются). 

4. Жертва насилия несет минимальный ущерб. 

5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная.

Еще одной важной проблемой является высокая степень сексуальной откровенно-
сти  телевизионной  продукции.  Доступность  телевизионного  эфира,  показ  кадров,  со-
держащих сексуальные сцены в дневное и вечернее время, делают этот медиаматериал 
довольно опасным. Специалисты отмечают, что дневные сериалы содержат большое ко-
личество упоминаний о сексе. Юмористические передачи изобилуют намеками на секс. 

А в вечерних телевизионных передачах часто упоминают о сексуально-девиантном по-
ведении или, затрагивая тему половых отношений, большинство персонажей обсуждают 
добрачные или внебрачные связи. Не регламентируемый и не контролируемый просмотр 
сексуально  откровенной  телепродукции  может  привести  к  десенсибилизации,  то  есть 
постепенным изменениям ценностей и установок. Предварительно табуированное пове-
дение становится приемлемым вследствие регулярного воздействия СМИ на индивида.55 

По мнению ученых, предотвратить или ослабить пагубное воздействие можно: 

а) При наличии ясной и четко обозначенной семейной системы ценностей; 

б)  Поощрять  и  практиковать  свободное  и  открытье  обсуждение  проблемных  во-
просов в семье. 

в) Важно развивать и поощрять необходимый для детей навык – активный крити-
ческий просмотр и анализ передач. 

Самосознание человека как индивида является неотделимой частью той внешней 
среды,  в  которой  этот  человек  растет  и  получает  жизненный  опыт.  Самосознание  не 
имеет самостоятельного пути развития, отдельного от пути личности, оно включается в 
этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, сторо-
ны, компонента.56 Полученный визуализированный опыт в детском возрасте преобразу-
ется в жизненные установки, внутренний багаж, с которым человеку предстоит идти по 
жизни. 

Таким образом, роль телевидения в формировании внутреннего мира и на процесс 
социальной идентификации ребенка огромна. Обладая мощным позитивным потенциа-
лом, в настоящее время, к сожалению, в век рыночных отношений, заботу о подрастаю-
щем поколении российское телевидение проявлять не спешит. 

Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0