Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Влияние телевидения на процесс социальной идентификации ребенка
|
|
В последнее время все чаще и чаще встает вопрос о влиянии средств массой инфор- мации на развитие общества. Повсеместно из экранов телевизоров льется мощный поток информации, зачастую не ведающий никакой моральной цензуры. Доступность просмотра телевизионных программ пагубно сказывается на развитии детей, которые являются наи- более уязвимой и поддающейся влиянию со стороны СМИ частью общества. С точки зрения большинства представителей западной психологии условиями раз- вития являются наследственность и среда. Главная черта всех концепций – это понима- ние развития как приспособление человека к окружающей его среде. В освоение мира, той социальной среды, в которой находится ребенок, вторгается мир другой, мир глазами взрослого человека. Конъюнктура и борьба за медиарынок соз- дают такое информационное пространство, в котором граница между понятиями добра и зла очень условна и прозрачна. В нелегких условиях происходит свободный индивиду- альный выбор нынешней молодежи, как пути установления социальной идентичности, т.е. осознания, ощущения переживания своей принадлежности к разным общностям. 52 Практически отсутствие качественных программ для детей разных возрастных групп заставляет ребят просиживать часы за просмотром «взрослого» кино, ориентиро- ванного совсем на другую зрительскую аудиторию. Свойственная ребенку потребность подражать без еще не выработавшегося критического отношения к собственным дейст- виям позволяет перенимать не самые лучшие образцы для подражания. Взаимодействие с телевизионными образами запускает функцию механизма социальной идентичности – включение личности в систему социального взаимодействия. Процесс идентификации происходит путем сопоставления интересов, взглядов, ценностей, опыта жизни и моде- лей поведения себя и своей группы с другими. Объектами идентичности могут быть са- мые различные сообщества, в том числе и символические. Одной из проблем, волнующих родителей и специалистов, является большое коли- чество сцен насилия как в современных художественных фильмах, сериалах, так и про- граммах дневного просмотра. Множество вопросов возникает и относительно новых, в основном зарубежных, мультипликационных фильмов. Детям нужны сказки, мультики в которых говориться о добре, сотрудничестве, взаимовыручке. Где герои дружат, а не де- рутся друг с другом, причем один непременно должен добиться преимущества над дру- гим с помощью физической силы или оружия. Конечно, это может быть положительный герой, и поступки его можно оправдать. Но тогда он задает установку: насилие — не обязательно зло, «хорошие» тоже себя так ведут». Дети склонны считать изображаемое на экране насилие реальным и социально- приемлемым способом решать проблемы. Более того, изображение агрессивных, отри- цательных персонажей порой настолько привлекательно, что дети начинают себя с ними идентифицировать. Таким образом, телевидение непосредственно учит детей агрессив- ным реакциям. Склонность имитировать увиденное насилие возрастает, если в изобра- жении присутствуют пять выделенных исследователями компонентов: 1. Преступник представляет собой привлекательную ролевую модель. 2. Насилие выглядит оправданным. 3. За насилием не следует возмездия (преступные действия не вызывают раская- ния, не осуждаются, не наказываются). 4. Жертва насилия несет минимальный ущерб. 5. Сцена насилия воспринимается зрителем как реалистичная. Еще одной важной проблемой является высокая степень сексуальной откровенно- сти телевизионной продукции. Доступность телевизионного эфира, показ кадров, со- держащих сексуальные сцены в дневное и вечернее время, делают этот медиаматериал довольно опасным. Специалисты отмечают, что дневные сериалы содержат большое ко- личество упоминаний о сексе. Юмористические передачи изобилуют намеками на секс. А в вечерних телевизионных передачах часто упоминают о сексуально-девиантном по- ведении или, затрагивая тему половых отношений, большинство персонажей обсуждают добрачные или внебрачные связи. Не регламентируемый и не контролируемый просмотр сексуально откровенной телепродукции может привести к десенсибилизации, то есть постепенным изменениям ценностей и установок. Предварительно табуированное пове- дение становится приемлемым вследствие регулярного воздействия СМИ на индивида.55 По мнению ученых, предотвратить или ослабить пагубное воздействие можно: а) При наличии ясной и четко обозначенной семейной системы ценностей; б) Поощрять и практиковать свободное и открытье обсуждение проблемных во- просов в семье. в) Важно развивать и поощрять необходимый для детей навык – активный крити- ческий просмотр и анализ передач. Самосознание человека как индивида является неотделимой частью той внешней среды, в которой этот человек растет и получает жизненный опыт. Самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от пути личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, сторо- ны, компонента.56 Полученный визуализированный опыт в детском возрасте преобразу- ется в жизненные установки, внутренний багаж, с которым человеку предстоит идти по жизни. Таким образом, роль телевидения в формировании внутреннего мира и на процесс социальной идентификации ребенка огромна. Обладая мощным позитивным потенциа- лом, в настоящее время, к сожалению, в век рыночных отношений, заботу о подрастаю- щем поколении российское телевидение проявлять не спешит. | |
|
|
Просмотров: 530 | Рейтинг: 0.0/0 |