Главная » Статьи » Психология и педагогика

Временная структура радиодиалога без визуального контакта


Исследование проблемы общения в радиоэфире в современной психологии массо-
вых коммуникаций занимает сегодня ведущее место. Особенно если радиодиалог (РД) 
без визуального контакта между радиожурналистом (РЖ) и респондентом длится корот-
кий  период  времени (10–15 минут)  и  требует  проявления  высокой  коммуникативной 
компетентности, ролевой ответственности, быстрого принятия решений и интуитивного, 
подсознательного определения РЖ возможностей респондента в раскрытии проблем об-
суждаемой темы. Тем более, когда респонденты – чиновники высшего и среднего ранга, 
политические деятели, обсуждают в РД актуальные вопросы и кризисные события в ре-
гионах высокой социальной напряженности, как, например, Северный Кавказ. 

Главная цель РД высокой социальной значимости – сформировать требуемый по-
зитивный образ проблемы, который оказывает фасилитирующее воздействие на созна-
ние и подсознание радиослушателей, тем самым снимает напряженность в обществе и 
формирует установки социального поведения. (В некоторых психологических моделях 
массовой коммуникации такой образ проблемы определен как фрейминг). 

Таким образом, мы считаем актуальным проанализировать временную структуру 
общения в РД на основе концепции временной организации взаимодействий партнеров и 
показать как «снимается» дефицит времени в короткий период диалога под управляю-
щими и нивелирующими действиями РЖ. 

В  наших  исследованиях  мы  ориентировались,  в  основном,  на  работы 
Ю.К.Стрелкова (2001; 2003; 2004; 2005). Итак, время – это мера согласованности, сред-
ство  синхронизации  и  временного  упорядочивания  событий  темпоральных  рядов.  Ос-
новные характеристики времени – ритм (частота) и синхронизация событий. Феномен 
времени определяется через: 

•  переживание длительности процесса деятельности; 

•  переживание операций, определяющих завершение деятельности; 

•  переживание интегральных оценок ритма и синхронизации деятельности, которые 
являются отображением параметров внутренних временных структур. 

Временные  структуры  опыта  субъекта  невозможно  отделить  от  исполнительных 
процессов деятельности. 

Таким образом, мы выдвигаем гипотезу: временная структура РД как системы мас-
совой коммуникации вместе с эмоционально-смысловым содержанием ситуаций обра-
зуют целостное представление, определяющее интенцию взаимодействий партнеров по 
формированию образа обсуждаемой проблемы, на основе изменения как основных, так и 
специфических параметров временной структуры. 

В РД высокой социальной значимости, исследованных нами, можно выделить: 

1. Общение, когда партнеры, в основном респонденты, осознают значимость обсу-
ждаемых проблем в своей временной перспективе (карьера, рейтинг). Этот фактор опре-
деляет общую интенцию диалога к поддержанию и возврату к продуктивным отношени-
ям при их прерывании как сознательно, так и по неосознанным причинам (фрустрации, 
аффекты,  уход  из  информационного  поля  темы).  Дефицит  времени  в  таких  РД,  часто 
имеет место в виде намерения РЖ достичь высокой успешности – характеризуется сжа-
тием информации в вопросах и увеличением ритма речи по инициативе РЖ. При опре-
деленном уровне сжатия информации и повышении ритма общения возникает диссонанс 
– неадекватное понимание и взаимодействие партнеров, который отражает уровень раз-
витости и осознанности коммуникативной компетентности, смысловой регуляции (Д.А. 
Леонтьев, 2003), саморегуляции (В.И. Моросанова, 2001) и процессов принятия решений 
(Т.В. Корнилова, 2003). Такой диссонанс является критерием для РЖ, по которому он 
определяет  достижение  максимальной  согласованности  с  информационно-
психологическими возможностями респондентов. 

Информационная  целостность  эмоционально-смыслового  содержания  ситуаций 
диалога  определяется  единством «вопрос – ответ».  Целостность,  понимаемая  в  про-
странстве «событие – время», определяется единством ситуации и временной структуры 
диалога, адекватно согласованной с внутренней временной структурой опыта партнеров. 

2. Общение, когда респонденты связывают значимость РД во временной перспек-
тиве с обнародованием своих позиций, убеждений, реализующихся в виде противодей-
ствий сценарию РЖ, в том числе и в виде тактики – «диффузии ответственности». Фор-
мируется отрицательное воздействие на сознание радиослушателей. 

В этом случае единственной стратегией РЖ становится нивелирование негативного 
влияния респондента на радиослушателей и одностороннее формирование позитивного 
образа проблем темы. Такие действия РЖ, настроенные на индивидуальные особенности 
респондента, имеют существенные сложности. 

Обобщая п.1 и п.2 можно заключить, что РД создает позитивные установки в соци-
альном поведении и реальных отношениях радиослушателей, включенных в социальные 
события  и  синхронизированных  с  ними,  что  определяет  целостность  в  пространстве 
«социальное событие – социальное время». 

В нашем исследовании мы использовали 120 фонограмм – реальных записей РД 
Радиокомпании «Голос России». Результаты анализа фонограмм показали, что гипотеза 
подтвердилась экспертными данными, в том числе и приведенными ниже. 
1.  Диссонанс  в  общении  при  дефиците  времени,  подтвержденном  выявленными 
признаками (38 %), характеризуется кратковременностью (1–2 вопрос-ответа) и досто-
верностью перехода в продуктивные отношения (адекватность вопрос-ответов). 
В ряде фонограмм (26 %) имеет место более длительный период диссонанса (3–4 
вопрос-ответа), что интерпретировалось как включение спорных аргументов. 
Можно заключить, что имеет место управление параметрами временной структуры 
диалога: ритмом и синхронизацией по инициативе РЖ для достижения необходимой или 
максимальной успешности диалога. 

2. Экспертами выявлены изменения параметров ритма (замедление или ускорение) 
и синхронизации (использование прерываний) событий непосредственно для формиро-
вания образа проблемы при отсутствии дефицита времени. 

3.  Установлена  значимость  определенных  специфических  параметров  временной 
структуры диалога как в продуктивных отношениях, так и в управляющих и воздейст-
вующих речевых действиях обоих партнеров РД (65 %), но в большинстве случаев (52 
%) по инициативе РЖ. Выявлены: 

•  повышенный ритм смысловых акцентов по отношению к основному; 

•  прерывания сообщений с логическим переходом к другим событиям как механизм 
синхронизации и сокращения сообщений; 

•  логические переходы от прошедших событий в будущие проекции и обратно – ме-
ханизм специфической синхронизации. 

Результаты наших исследований будут использованы в виде рекомендаций для ра-
боты журналистов в радиоэфире без визуального контакта с респондентами Радиоком-
пании «Голос России», а также других радиокомпаний. 
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0