Главная » Статьи » Психология и педагогика

Выбор стратегии поведения в критических жизненных ситуациях


Современные реалии привели к тому, что одним из основных условий выживания 
стало умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям существования. В психо-
логии это получило название критические жизненные ситуации. Критическая жизненная 
ситуация – это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации 
внутренних потребностей в изменяющихся условиях. 

Проблемой критических жизненных ситуаций занимался Ф. Василюк. Он выделил 
4 типа критических ситуаций: стресс, фрустрация, кризис и конфликт. В данной работе 
мы рассмотрели ситуацию конфликта, а именно – какую стратегию поведения человек 
выбирает в этой ситуации. 

Поведение  человека  в  конфликтных  ситуациях  исследовали  К.  Томас  и  Р.  Кил-
менн. Они определили пять стратегий поведения в конфликтных ситуациях: сотрудни-
чество,  соперничество,  компромисс,  избегание  и  приспособление.  Согласно  проведен-
ным исследованиям было установлено, что индивидуально-психологические особенно-
сти человека определяют выбор стратегии поведения в критических жизненных ситуа-
циях (ситуациях конфликта). 

Целью исследования явилось исследование стратегий поведения человека в крити-
ческих жизненных ситуациях (ситуация конфликта). 

Объектом выступили жители г. Якутска. Выборка составила 35 человек. Из них – 
10 мужчин и 25 женщин, в возрасте от 20 до 45 лет. 10 студентов, 8 преподавателей, 7 
милиционеров и 10 работников сферы услуг. 

Гипотеза: на поведение человека в конфликтных ситуациях влияют индивидуаль-
но-психологические особенности (локус контроля). 

1.1. Интерналы  выбирают  такой  тип  стратегии,  как  сотрудничество  или  приспо-
собление. 

1.2. Экстерналы выбирают такой тип стратегии, как компромисс или избегание. 

Для решения поставленных задач были использованы методики: 

1) Тест-опросник  Дж.  Роттера «Исследование  уровня  субъективного  контроля 
(УСК)»; 

2) Тест-опросник  К.  Томаса «Определение стратегии  поведения  в  предконфликт-
ных и конфликтных ситуациях». 

Выявлено, что из 35 испытуемых у 19 преобладает интернальность, т.е. у испытуе-
мых  наблюдается  внутренняя  саморегуляция,  при  которой  им  свойственна  тенденция 
приписывать причины большинства жизненных событий собственной личности; а у ос-
тальных 16 – экстернальность, т.е. – внешняя саморегуляция, при которой им свойст-
венна тенденция перекладывать свою ответственность на других, а не на себя. 
При  выявлении  стратегий  поведения  в  конфликтных  ситуациях,  обнаружено,  что 
наибольшее  количество  испытуемых – 16 человек,  выбрали  такую  стратегию,  как  ком-
промисс, 8 человек – сотрудничество, 7 человек – избегание, а наименьшее количество 
испытуемых – 4 человека, выбрали приспособление, стратегию соперничества не выбрал 
никто. 

При  рассмотрении  влияния  интернальности-экстернальности  на  выбор  стратегии 
поведения в конфликтных ситуациях, подсчитывалась ранговая корреляция и сравнива-
лась  с  критическим  значением  выборочного  коэффициента  корреляции  рангов.  Таким 
образом, выявилось, что гипотеза исследования (на поведение человека в критических 
жизненных ситуациях (ситуациях конфликта) влияют индивидуально-психологические 
особенности (локус контроля)) подтвердилась. А гипотезы о том, что интерналы выби-
рают стратегию сотрудничества или приспособления, а экстерналы – компромисс или 
избегание, подтвердились частично. 

При  обработке  данных  мы  определили,  что  каждая  из  рассмотренных  стратегий 
эффективна только в определённых условиях, и ни одна из них не может быть выделена 
как самая лучшая. Каждый человек должен уметь эффективно использовать любую из 
них,  и  сознательно  делать  тот  или  иной  выбор,  учитывая  конкретные  обстоятельства. 
Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также индивидуально-
психологическими особенностями конкретного партнёра по взаимодействию. Предпочи-
тать одни стратегии другим – естественно, но жёсткое предпочтение может ограничить 
возможности человека. Таким образом, важно определить для себя свои приоритеты, а 
также возможные альтернативные варианты. Это позволит быть более свободным в вы-
боре при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.
Категория: Психология и педагогика | (22.01.2013)
Просмотров: 1133 | Рейтинг: 0.0/0