Главная » Статьи » Психология и педагогика

Взаимосвязь самооценки и успешности подростков в учении


Проблема взаимосвязи самооценки и успеваемости является актуальной на любом 
этапе обучения ребенка в школе. Ее изучением занимались многие психологи, такие как 
Р. Бернс, Реан А.А., Божович Л.И. и другие. 

В течение одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и 
систематической оценке. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения 
интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Именно в школе его дос-
тижения  и  неудачи  приобретают  официальный  характер,  постоянно  регистрируются и 
провозглашаются публично. Различия в успеваемости школьников связаны с различия-
ми  в  их  Я-концепциях,  и  в  том  числе  самооценок,  как  одной  из  составляющих  Я-
концепции. Дети, представления которых о своих учебных способностях не допускают 
высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, 
дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих 
учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше. 

Я-концепция  является  лишь  одним  из  факторов,  влияющих  на  успеваемость,  но 
фактором, настолько важным, что он должен по праву занять место рядом с такими пе-
ременными, как показатель интеллекта, принадлежность к социальному классу, заинте-
ресованность  родителей  в  ребенке,  каждая  из  которых  вносит  существенный  вклад  в 
общую картину вариации успеваемости школьников. 

Максимальное  значение  успеваемость  имеет  для  развития  самооценки  в  раннем 
подростковом периоде. Позитивные представления школьника о том, как оценивают его 
учебные способности значимые другие, являются необходимым и достаточным услови-
ем роста позитивной самооценки в этом плане, однако сама эта самооценка является не-
обходимым, но недостаточным условием высокой успеваемости. 

Представления школьника о своих учебных способностях, складываются на основе 
обратной связи, которую ребенок получает через оценки и реакции учителей, однокласс-
ников и родителей на результаты его учебы.  Успехи в учебе способствуют росту само-
оценки,  а самооценка,  в свою  очередь,  воздействует на  уровень учебных успехов через 
механизмы ожидания, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. 
Цель исследования – выявление взаимосвязи психологических явлений, т. е. выяв-
ление  взаимосвязи  между уровнем  самооценки  и  уровнем успеваемости,  анализ  само-
оценки подростка. 

Объект исследования: самооценка подростков. 

Предмет исследования: взаимосвязь между самооценкой и успеваемостью. 

Гипотеза состоит в том, что существует связь между уровнем самооценки и успе-
ваемостью подростков. 

Для доказательства гипотезы применялись следующие методики: методика иссле-
дования  самооценки  личности (Будасси),  методика  определения  самооценки  Дембо-
Рубинштейн. 

Выборка состоит из 72 учащихся 5, 6, 7, классов СШ № 69 г. Гомеля. 
Для выявления различий в распределении признака использовался такой статисти-
ческий критерий, как угловое преобразование Фишера. 
В процессе исследования были получены следующие результаты: 
По результатам диагностики самооценки личности (Будасси) можно судить о по-
степенном снижении самооценки школьников при переходе их из 5-го в 7-й класс. Если 
в 5-м классе между средней самооценкой девочек и мальчиков существует разрыв (в 5-м 
классе самооценка девочек выше), то к 7-му классу эти различия сглаживаются. С 5-го 
по 7-й класс увеличивается число учеников с адекватной самооценкой, уменьшается с 
завышенной,  а  также  выделяются  ученики  с  заниженной  самооценкой.  Это  говорит  о 
том, что в процессе обучения самооценка школьников изменяется в сторону её большей 
адекватности и проявляет тенденцию к постепенному снижению. 

При проведении методики Дембо-Рубинштейн было введено 6 шкал, обозначаю-
щих  счастье,  здоровье,  умственное  развитие,  характер,  успеваемость  и  внешность.  По 
полученным данным можно сделать выводы о характере самооценки. Отмечается тен-
денция снижения у подростков самооценки по шкале счастья. К седьмому классу у де-
вушек также снижается и самоощущение состояния здоровья. По данным шкалы само-
оценки  характера  можно  сделать  вывод,  что  у  подростков  повышается  критичность  к 
себе, своим качествам. Самооценка внешности с пятого по седьмой класс у юношей ме-
няется в сторону завышения, у девушек же, наоборот, снижается. Это говорит о боль-
шом значении самооценки внешнего вида в структуре целостной самооценки подростка. 
Парни в шестом и седьмом классах ставят более высокие оценки по шкале успеваемо-
сти, девушки – более низкие. 

С доверительной вероятностью 95% можно говорить о том, что в группе слабоус-
певающих школьников процент подростков с низкой самооценкой существенно выше. 
Типичным проявлением заниженной самооценки школьника является повышенная тре-
вожность. Чувство неполноценности, переживаемое детьми с заниженной самооценкой, 
может способствовать образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, 
отказа от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза», «уход» в мир фанта-
зий и т. д. Дети с заниженной самооценкой не реализуют своих потенций, то есть неаде-
кватная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. 
На  уровне  значимости 1%, доля  слабоуспевающих  подростков  с  неадекватно  за-
вышенной  самооценкой  достоверно  больше,  чем  среди  сверстников,  успешно  справ-
ляющихся со школьными задачами. Такая самооценка представляет собой преувеличе-
ние школьником не только своих реальных, но и потенциальных возможностей, пере-
оценивание себя. 

Необходимо отметить, что при проведении двух методик изучения самооценки на-
ми было выявлено, что 68.9% (данные методики Дембо-Рубинштейн), или 64.4% слабо-
успевающих  подростков (по  результатам  методики  определения  самооценки  Будасси) 
имеют неадекватную самооценку, что встречается достоверно чаще, чем у их успеваю-
щих сверстников (около 30% подростков по обеим методикам). 

Сходство в распределении признака, на изучение которого направлены данные ме-
тодики, а именно – определение уровня самооценки, позволяет говорить о их высокой 
конвергентной валидности. 

На основании полученных данных была подтверждена гипотеза о взаимосвязи са-
мооценки и успеваемости. 

Р. Бернс пишет, что «учитель учит, прежде всего, кого-то, и только во вторую оче-
редь чему-то». Учитель может и должен обеспечить ребенку такой путь к усвоению пре-
подаваемых в школе формальных знаний, который не наносил бы вреда его самооценке. А 
по отношению к ребенку, обладающему негативными представлениями о себе, цель учи-
теля заключается в том, чтобы, используя возможности предметного обучения и различ-
ные социальные ситуации, возникающие в школе, трансформировать эти представления, 
привить ребенку ощущение собственной ценности, компетентности и значимости
Категория: Психология и педагогика | (16.01.2013)
Просмотров: 2772 | Рейтинг: 0.0/0