Главная » Статьи » Психология и педагогика |
Взаимосвязь самооценки и успешности подростков в учении
|
|
Проблема взаимосвязи самооценки и успеваемости является актуальной на любом этапе обучения ребенка в школе. Ее изучением занимались многие психологи, такие как Р. Бернс, Реан А.А., Божович Л.И. и другие. В течение одного дня, проведенного в школе, ребенок подвергается непрерывной и систематической оценке. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Именно в школе его дос- тижения и неудачи приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично. Различия в успеваемости школьников связаны с различия- ми в их Я-концепциях, и в том числе самооценок, как одной из составляющих Я- концепции. Дети, представления которых о своих учебных способностях не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо. И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше. Я-концепция является лишь одним из факторов, влияющих на успеваемость, но фактором, настолько важным, что он должен по праву занять место рядом с такими пе- ременными, как показатель интеллекта, принадлежность к социальному классу, заинте- ресованность родителей в ребенке, каждая из которых вносит существенный вклад в общую картину вариации успеваемости школьников. Максимальное значение успеваемость имеет для развития самооценки в раннем подростковом периоде. Позитивные представления школьника о том, как оценивают его учебные способности значимые другие, являются необходимым и достаточным услови- ем роста позитивной самооценки в этом плане, однако сама эта самооценка является не- обходимым, но недостаточным условием высокой успеваемости. Представления школьника о своих учебных способностях, складываются на основе обратной связи, которую ребенок получает через оценки и реакции учителей, однокласс- ников и родителей на результаты его учебы. Успехи в учебе способствуют росту само- оценки, а самооценка, в свою очередь, воздействует на уровень учебных успехов через механизмы ожидания, притязаний, стандартов, мотивации и уверенности в своих силах. Цель исследования – выявление взаимосвязи психологических явлений, т. е. выяв- ление взаимосвязи между уровнем самооценки и уровнем успеваемости, анализ само- оценки подростка. Объект исследования: самооценка подростков. Предмет исследования: взаимосвязь между самооценкой и успеваемостью. Гипотеза состоит в том, что существует связь между уровнем самооценки и успе- ваемостью подростков. Для доказательства гипотезы применялись следующие методики: методика иссле- дования самооценки личности (Будасси), методика определения самооценки Дембо- Рубинштейн. Выборка состоит из 72 учащихся 5, 6, 7, классов СШ № 69 г. Гомеля. Для выявления различий в распределении признака использовался такой статисти- ческий критерий, как угловое преобразование Фишера. В процессе исследования были получены следующие результаты: По результатам диагностики самооценки личности (Будасси) можно судить о по- степенном снижении самооценки школьников при переходе их из 5-го в 7-й класс. Если в 5-м классе между средней самооценкой девочек и мальчиков существует разрыв (в 5-м классе самооценка девочек выше), то к 7-му классу эти различия сглаживаются. С 5-го по 7-й класс увеличивается число учеников с адекватной самооценкой, уменьшается с завышенной, а также выделяются ученики с заниженной самооценкой. Это говорит о том, что в процессе обучения самооценка школьников изменяется в сторону её большей адекватности и проявляет тенденцию к постепенному снижению. При проведении методики Дембо-Рубинштейн было введено 6 шкал, обозначаю- щих счастье, здоровье, умственное развитие, характер, успеваемость и внешность. По полученным данным можно сделать выводы о характере самооценки. Отмечается тен- денция снижения у подростков самооценки по шкале счастья. К седьмому классу у де- вушек также снижается и самоощущение состояния здоровья. По данным шкалы само- оценки характера можно сделать вывод, что у подростков повышается критичность к себе, своим качествам. Самооценка внешности с пятого по седьмой класс у юношей ме- няется в сторону завышения, у девушек же, наоборот, снижается. Это говорит о боль- шом значении самооценки внешнего вида в структуре целостной самооценки подростка. Парни в шестом и седьмом классах ставят более высокие оценки по шкале успеваемо- сти, девушки – более низкие. С доверительной вероятностью 95% можно говорить о том, что в группе слабоус- певающих школьников процент подростков с низкой самооценкой существенно выше. Типичным проявлением заниженной самооценки школьника является повышенная тре- вожность. Чувство неполноценности, переживаемое детьми с заниженной самооценкой, может способствовать образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, отказа от общения и избегание лиц, от которых исходит «угроза», «уход» в мир фанта- зий и т. д. Дети с заниженной самооценкой не реализуют своих потенций, то есть неаде- кватная самооценка становится фактором, тормозящим развитие личности ребенка. На уровне значимости 1%, доля слабоуспевающих подростков с неадекватно за- вышенной самооценкой достоверно больше, чем среди сверстников, успешно справ- ляющихся со школьными задачами. Такая самооценка представляет собой преувеличе- ние школьником не только своих реальных, но и потенциальных возможностей, пере- оценивание себя. Необходимо отметить, что при проведении двух методик изучения самооценки на- ми было выявлено, что 68.9% (данные методики Дембо-Рубинштейн), или 64.4% слабо- успевающих подростков (по результатам методики определения самооценки Будасси) имеют неадекватную самооценку, что встречается достоверно чаще, чем у их успеваю- щих сверстников (около 30% подростков по обеим методикам). Сходство в распределении признака, на изучение которого направлены данные ме- тодики, а именно – определение уровня самооценки, позволяет говорить о их высокой конвергентной валидности. На основании полученных данных была подтверждена гипотеза о взаимосвязи са- мооценки и успеваемости. Р. Бернс пишет, что «учитель учит, прежде всего, кого-то, и только во вторую оче- редь чему-то». Учитель может и должен обеспечить ребенку такой путь к усвоению пре- подаваемых в школе формальных знаний, который не наносил бы вреда его самооценке. А по отношению к ребенку, обладающему негативными представлениями о себе, цель учи- теля заключается в том, чтобы, используя возможности предметного обучения и различ- ные социальные ситуации, возникающие в школе, трансформировать эти представления, привить ребенку ощущение собственной ценности, компетентности и значимости
| |
|
|
Просмотров: 2772 | Рейтинг: 0.0/0 |